(Автоматизация изолированных звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах и предложениях)
Евтушенко Людмила Павловна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 11 г. Шебекино
Белгородской области»
Цели песочной терапии
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Самоактуализация.
- Коррекция речевых нарушений.
Коррекционно-образовательные цели:
- Повторение артикуляторного и акустического образа звуков С, З, Ш, Ж.
- Автоматизация изолированных звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие общих речевых навыков;
- развитие словаря;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильных ощущений;
- развитие творческого мышления и воображения.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности;
- проявлять интерес к нестандартным формам обучения;
- в работе с песком развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
- в играх с песком развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное – речь и моторику;
Оборудование: стол с песком и водой, «Песочная фея» – кукла с мешочком песка, киндеры: слон, заяц, собака, змея, ёжик, мишка, машинки, буквы на магнитах [С], [З], [Ш], [Ж], картинки, в названиях которых есть эти звуки, песочные часы, салфетки спиртовые, пластмассовые стаканчики, одноразовые трубочки для коктейля, пульверизатор с водой, камешки марблс, шкатулка, сумочка феи, конвертики с пазлами букв, желатиновые звезда и черепашки, мнемотаблица.
Словарная работа: влажный, сыпучий, желатиновые, марблс, мнемотаблица.
Ход занятия
Организационный момент (создание положительного фона занятия).
- Наш девиз: «Ошибёмся – исправимся…»
Логопед
-Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет…
Дети: – Фея.
— А что за мешочек у феи? Что в нём? Из мешочка высыпается песочек.
— Это Песочная фея! Она хочет показать вам свои сокровища…
Логопед открывает шкатулку.
— А где же сокровища? Их нет… Кто это?
— Я Шуршиха! Летаю, песок заметаю, сокровища спрятала, не найдёте!
— Создайте ветер, подуйте на спиральку…
Дети откапывают в песке сокровища феи, возвращают их в её шкатулку.
Шуршиха: – Сокровища отыскали, а я ещё и дружочка феечки спрятала, ни за что не найдёте!
– Она отлично всем знакома,
Она всегда и всюду дома… Кто это?
Дети: – Черепашка.
-А сможете её отыскать? Куда она могла спрятаться?
Дети ищут, находят черепашку под песком.
— Это непростая черепашка, а песочная.
Шуршиха: – Улечу я от вас, всё вы находите, всё отгадываете…шуррр…
Логопед: – И хорошо, что она улетела…
Песочная фея любит красоту. Давайте создадим для неё райский сад. У неё в шкатулке есть цветы…
Дети в песке создают цветочную композицию…
– На такую красоту слетелись насекомые. Посадите только тех насекомых, в которых встречаются звуки [С], [З], [Ш], [Ж].
Дети сажают на цветы стрекозу, гусеницу, сороконожку, скорпиона, кузнечика, жука и сажают на траву богомола, муху, муравья, пчелу.
– В каком слове есть звуки [С] – [Ш] – сороконожка, звуки [С] – [З] – стрекоза…
5.- Посмотрите, какие песочные часы есть у Песочной феи… Это морское дно, это кошачьи глазки, это планета земля… А эти маленькие песочные часики помогут нам произнести звуки…
Вдохнули – сссссссссс… Вдохнули – шшшшшшшш…
Логопед: -Ползёт по травке шнурок без оглядки… Кто это?
Дети: – Змея.
– А что у змеи во рту? Камешек… Как называются такие камешки? МАРБЛС.
Нарисуйте дорожку к сюрпризу… Выкладывайте камешками марблс. Кто под колпачками? Ёжик и зайка. В одной игрушке спрятались две. Назовите их. Ежик и дедушка, зайка и носатый человечек.
Ёжик и зайка спрячут камешки в песке.
– Кто шагает, кто шагает топ, топ, топ
Это ёжик шалунишка топ, топ, топ…
– Кто там прыгает так ловко прыг, прыг, прыг
Это зайчик побегайчик прыг, прыг, прыг…
Физкультурная пауза:
– Как прыгает зайчик-побегайчик?
Логопед: Песочная феечка любит под песок прятать сюрпризы. Найдите их, раскопайте… Подуйте в соломинки, чтобы сдуйте песочек с картинок. Кого вы видите? Собака – кошка, зайчик – ёжик.
Спрячем их снова. Через сито дети сеют песок на картинки… Какой бывает песок?
Дети: – сыпучий, влажный, рассыпчатый, мокрый, сухой, влажный…
А как сделать песок влажным? Вода. Побрызгайте на него. Дети из пульверизатора брызгают на песок.
– Нарисуйте на песке карандашами дорожку, побежали по песку жучки – паучки… Нарисуем спираль…
Логопед: – У кого домик похож на спираль? Кто возит на себе свой домик?
Дети: – Улитка.
– Правильно. Кто же нам привезёт улитку?
У Песочной феечки есть остров. Вот он.
– Давайте украсим берег ракушками, камешками.
Во время украшения берега, проводится игра «Какой звук лишний?»
Логопед произносит слоги, а дети повторяют их по очереди:
са-со-су-зы аз-ос-ус-ыс
за-зо-су-зы аз-ос-уз-ыз
жа-шо-шу-ши аш-ож-уш-ыш
жа-жо-жу-ши аж-ож-уш-ыж
Логопед: – Какой красивый берег. Давайте украсим берег ракушками, камешками, пальмами, травой…
– А кто плавает в море?
Дети выкладывают игрушки: змею, ската, краба, рыбок.
-Поймайте рыбок.
Дети на удочку ловят рыбок, придумывают слова со звуками [С], [З], [Ш], [Ж].
-У улиточки есть картинки. Давайте назовём предметы, двигаясь по спирали улиток поочерёдно…сначала со звуком[С], затем со звуком [Ш].
Логопед: Феечка знает про зайца и ежей скороговорку. Послушайте:
– Зайка увидел ежей на полянке,
Ежи подмигнули ушастому зайке.
У феечки есть картинка (мнемотаблица). Она поможет запомнить. Повторите. Дети повторяют скороговорку.
Логопед: – Молодцы. А вы знаете, чем звук обозначается на письме? Правильно, буквой. Назовите эти буквы С, З, Ш, Ж.
У песочной черепашки много друзей. Вот они. Помогите им найти свою букву.
Дети к каждой букве ставят нужную игрушку.
Итог:
– Какие звуки мы сегодня закрепляли? Звуки [С], [З], [Ш], [Ж].
Песочная фея и песочная черепашка нас покидают. Грустно, правда?
Они нам приготовили подарки, которые спрятали в домике маленькой улиточки. Найдёте домик? Да, вот он. Посмотрим? Что в этих конвертиках? Желатиновые морские звёздочки и желатиновые черепашки.
А сейчас скажем спасибо песочку:
– Спасибо, милый наш песок,
ты всем нам поумнеть помог.
До Нового года 2019 осталось
[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]