Использование песочной терапии в коррекции звукопроизношения у детей

0
1031

(Автоматизация изолированных звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах и предложениях)

Евтушенко Людмила Павловна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 11 г. Шебекино
Белгородской области»

 

 

Цели песочной терапии

  1. Эмоциональное благополучие ребенка.
  2. Самоактуализация.
  3. Коррекция речевых нарушений.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Повторение артикуляторного и акустического образа звуков С, З, Ш, Ж.
  • Автоматизация изолированных звуков [С], [З], [Ш], [Ж] в словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие общих речевых навыков;
  • развитие словаря;
  • развитие зрительного внимания и восприятия;
  • развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильных ощущений;
  • развитие творческого мышления и воображения.
материалы в печатный сборник 

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • проявлять интерес к нестандартным формам обучения;
  • в работе с песком развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
  • в играх с песком развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное – речь и моторику;

Оборудование: стол с песком и водой, «Песочная фея» – кукла с мешочком песка, киндеры: слон, заяц, собака, змея, ёжик, мишка, машинки, буквы на магнитах [С], [З], [Ш], [Ж], картинки, в названиях которых есть эти звуки, песочные часы, салфетки спиртовые, пластмассовые стаканчики, одноразовые трубочки для коктейля, пульверизатор с водой, камешки марблс, шкатулка, сумочка феи, конвертики с пазлами букв, желатиновые звезда и черепашки, мнемотаблица.

Словарная работа: влажный, сыпучий, желатиновые, марблс, мнемотаблица. 

Ход занятия

Организационный момент (создание положительного фона занятия).

  1. Наш девиз: «Ошибёмся – исправимся…»

Логопед

-Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет…

Дети: – Фея.

— А что за мешочек у феи? Что в нём? Из мешочка высыпается песочек.

— Это Песочная фея! Она хочет показать вам свои сокровища…

Логопед открывает шкатулку.

— А где же сокровища? Их нет… Кто это?

—  Я Шуршиха! Летаю, песок заметаю, сокровища спрятала, не найдёте!

— Создайте ветер, подуйте на спиральку…

Дети откапывают в песке сокровища феи, возвращают их в её шкатулку.

Шуршиха: – Сокровища отыскали, а я ещё и дружочка феечки спрятала, ни за что не найдёте!

– Она отлично всем знакома,

Она всегда и всюду дома… Кто это?

Дети: – Черепашка.

-А сможете её отыскать? Куда она могла спрятаться?

Дети ищут, находят черепашку под песком.

— Это непростая черепашка, а песочная.

Шуршиха: – Улечу я от вас, всё вы находите, всё отгадываете…шуррр…

Логопед: – И хорошо, что она улетела…

Песочная фея любит красоту. Давайте создадим для неё райский сад. У неё в шкатулке есть цветы…

Дети в песке создают цветочную композицию…

– На такую красоту слетелись насекомые. Посадите только тех насекомых, в которых встречаются звуки [С], [З], [Ш], [Ж].

Дети сажают на цветы стрекозу, гусеницу, сороконожку, скорпиона, кузнечика, жука и сажают на траву богомола, муху, муравья, пчелу.

– В каком слове есть звуки [С] – [Ш] – сороконожка, звуки [С] – [З] – стрекоза…

5.- Посмотрите, какие песочные часы есть у Песочной феи… Это морское дно, это кошачьи глазки, это планета земля… А эти маленькие песочные часики помогут нам произнести звуки…

Вдохнули – сссссссссс… Вдохнули – шшшшшшшш…

Логопед: -Ползёт по травке шнурок без оглядки… Кто это?

Дети: – Змея.

– А что у змеи во рту? Камешек… Как называются такие камешки? МАРБЛС.

Нарисуйте дорожку к сюрпризу… Выкладывайте камешками марблс. Кто под колпачками? Ёжик и зайка. В одной игрушке спрятались две. Назовите их. Ежик и дедушка, зайка и носатый человечек.

Ёжик и зайка спрячут камешки в песке.

– Кто шагает, кто шагает топ, топ, топ

Это ёжик шалунишка топ, топ, топ…

– Кто там прыгает так ловко прыг, прыг, прыг

Это зайчик побегайчик прыг, прыг, прыг…

Физкультурная пауза:

– Как прыгает зайчик-побегайчик?

Логопед: Песочная феечка любит под песок прятать сюрпризы. Найдите их, раскопайте… Подуйте в соломинки, чтобы сдуйте песочек с картинок. Кого вы видите? Собака – кошка, зайчик – ёжик.

Спрячем их снова. Через сито дети сеют песок на картинки… Какой бывает песок?

Дети: – сыпучий, влажный, рассыпчатый, мокрый, сухой, влажный…

А как сделать песок влажным? Вода. Побрызгайте на него. Дети из пульверизатора брызгают на песок.

– Нарисуйте на песке карандашами дорожку, побежали по песку жучки – паучки… Нарисуем спираль…

Логопед: – У кого домик похож на спираль? Кто возит на себе свой домик?

Дети: – Улитка.

– Правильно. Кто же нам привезёт улитку?

У Песочной феечки есть остров. Вот он.

– Давайте украсим берег ракушками, камешками.

Во время украшения берега, проводится игра «Какой звук лишний?»

Логопед произносит слоги, а дети повторяют их по очереди:

          са-со-су-зы                аз-ос-ус-ыс

          за-зо-су-зы                 аз-ос-уз-ыз

          жа-шо-шу-ши            аш-ож-уш-ыш

          жа-жо-жу-ши             аж-ож-уш-ыж

Логопед: – Какой красивый берег. Давайте украсим берег ракушками, камешками, пальмами, травой…

– А кто плавает в море?

Дети выкладывают игрушки: змею, ската, краба, рыбок.

-Поймайте рыбок.

Дети на удочку ловят рыбок, придумывают слова со звуками [С], [З], [Ш], [Ж].

-У улиточки есть картинки. Давайте назовём предметы, двигаясь по спирали улиток поочерёдно…сначала со звуком[С], затем со звуком [Ш].

Логопед: Феечка знает про зайца и ежей скороговорку. Послушайте:

– Зайка увидел ежей на полянке,

Ежи подмигнули ушастому зайке.

У феечки есть картинка (мнемотаблица). Она поможет запомнить. Повторите. Дети повторяют скороговорку.

Логопед: – Молодцы. А вы знаете, чем звук обозначается на письме? Правильно, буквой. Назовите эти буквы С, З, Ш, Ж.

У песочной черепашки много друзей. Вот они. Помогите им найти свою букву.

Дети к каждой букве ставят нужную игрушку.

Итог:

– Какие звуки мы сегодня закрепляли? Звуки [С], [З], [Ш], [Ж].

Песочная фея и песочная черепашка нас покидают. Грустно, правда?

Они нам приготовили подарки, которые спрятали в домике маленькой улиточки. Найдёте домик? Да, вот он. Посмотрим? Что в этих конвертиках? Желатиновые морские звёздочки и желатиновые черепашки.

А сейчас скажем спасибо песочку:

– Спасибо, милый наш песок,

ты всем нам поумнеть помог.

 

 

До Нового года 2019 осталось

[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь