Использование схем и знаковых моделей в развитии связной речи дошкольников

0
1514

Цель: оказание практической помощи педагогам в развитии речи дошкольников, используя схемы и знаковые модели.

Задачи:

  • ​-создать творческую атмосферу;
  • -познакомить и обучить внедрению опорных сигналов и опорных конспектов, на основе технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей, для развития связной речи дошкольников.

Материалы: мультимедийное оборудование,листы бумаги А4, фломастеры, маркер для доски, столы и стулья.

Ход мероприятия:

Подготовительно-организационная часть

Рекламное сообщение     

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой – оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Предлагаю вам познакомиться с внедрением опорных сигналов и опорных конспектов, на основе технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей. Эту технологию разработал и воплотил на практике педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Суть данной технологии заключается не в зубрежки, а в понимании изучаемого материала, его воспроизведении с помощью опорных конспектов.

Что такое опорный сигнал?

Опорный сигнал – это ассоциативный символ.

Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков.

Основная часть

Участникам предлагается образовать круг и выбрать карточки, на которых изображено «рукопожатие», «наклон» и «нос». Объяснить участвующим, что означают эти знаки. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «рукопожатие» пожимают руку, «наклон» кланяются, «нос» трутся носами.

– Вы все знатоки своего дела. Отгадайте загадку:

Крыльев нет,

А быстро летаю,

Сам меня выпустишь —

Да потом не изловишь. (Слово)

Слово можно увидеть и потрогать с помощью ассоциаций. Ребенку не понятно, что такое слово, если его нельзя увидеть или хотя бы потрогать, а моих играх – со словом играем, можем увидеть его с помощью цвета и даже потрогать, опираясь на ассоциации.

Что же такое ассоциации?

Сегодня быть эрудированным человеком очень просто, обращаясь к интернету. Ассоциации – это связь между предметами и явлениями в основе которых – сходство по определенному признаку.

Поиграем в игру «Ассоциации». Отвечайте быстро можно вместе, хором. Что приходит в голову на слово: овощ, дикое животное, русский поэт, часть тела.

Почему дети соединили: цыпленка и солнце, петуха и будильник? Сложнее: холодильник и будильник?

Таким образом, в основе формирования ассоциативных связей, могут лежать разные критерии: цвет, форма, величина, материал, части, действия.

Чтобы вам было легче понять, что такое опорный конспект, и каким образом используются в нем опорные сигналы, предлагаю сочинить сказку по опорному конспекту.

Чтобы определить какую сказку будем сочинять, кто будет главным героем, хочу загадать вам загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Как вы думаете, о ком будет наша сказка? (О кошке, рисуется символ, обозначающий кошку – круг с усами, по середине листа).

Сказка наша будет некрасивая, если мы не придумаем имя кошке. (Мурка)

Какая кошка была? (красивая, добрая, улыбчивая и т.д. Красивая – обозначение цветок, улыбчивая – улыбка и т.д. Знаки рисуются вокруг символа кошки)

Чем занималась Мурка? (Мяукала, умывалась, заботилась о котятах, ловила мышей)

Где она жила? (на лугу, в домике сказочном)

С кем дружила?

Однажды… Что случилось?

Как помочь Мурке?

Что для этого нужно сделать?

Чем все закончилось?

Какое название можно придумать для нашей сказки?

А теперь попробуйте ее рассказать, используя нарисованную схему.

Таким образом, видя перед собой опору, ребенок легко может воспроизвести сказку.

Заключительное задание – «Составь самостоятельно опорный конспект».

(Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу)

Рефлексия

Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн на слово «мастер-класс», используя опорные сигналы. Кто не знает, что такое синквейн, это французское слово, в переводе означает «стихотворение из 5 слов».

Перед вами алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать. По этому алгоритму зарисовываем сигналы, для составления синквейна.

Мастер-класс

Полезный, интересный

Учит, сближает, развивает

Дело-мастера боится

Праздник!

Работая на основе системы применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

üпомогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;

üповышает общую речевую грамотность;

üпомогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Перспективность данного опыта – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

Канунникова Ирина Михайловна, воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь