Цель: оказание практической помощи педагогам в развитии речи дошкольников, используя схемы и знаковые модели.
Задачи:
- -создать творческую атмосферу;
- -познакомить и обучить внедрению опорных сигналов и опорных конспектов, на основе технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей, для развития связной речи дошкольников.
Материалы: мультимедийное оборудование,листы бумаги А4, фломастеры, маркер для доски, столы и стулья.
Ход мероприятия:
Подготовительно-организационная часть
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой – оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Предлагаю вам познакомиться с внедрением опорных сигналов и опорных конспектов, на основе технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей. Эту технологию разработал и воплотил на практике педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Суть данной технологии заключается не в зубрежки, а в понимании изучаемого материала, его воспроизведении с помощью опорных конспектов.
Что такое опорный сигнал?
Опорный сигнал – это ассоциативный символ.
Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков.
Основная часть
Участникам предлагается образовать круг и выбрать карточки, на которых изображено «рукопожатие», «наклон» и «нос». Объяснить участвующим, что означают эти знаки. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «рукопожатие» пожимают руку, «наклон» кланяются, «нос» трутся носами.
– Вы все знатоки своего дела. Отгадайте загадку:
Крыльев нет,
А быстро летаю,
Сам меня выпустишь —
Да потом не изловишь. (Слово)
Слово можно увидеть и потрогать с помощью ассоциаций. Ребенку не понятно, что такое слово, если его нельзя увидеть или хотя бы потрогать, а моих играх – со словом играем, можем увидеть его с помощью цвета и даже потрогать, опираясь на ассоциации.
Что же такое ассоциации?
Сегодня быть эрудированным человеком очень просто, обращаясь к интернету. Ассоциации – это связь между предметами и явлениями в основе которых – сходство по определенному признаку.
Поиграем в игру «Ассоциации». Отвечайте быстро можно вместе, хором. Что приходит в голову на слово: овощ, дикое животное, русский поэт, часть тела.
Почему дети соединили: цыпленка и солнце, петуха и будильник? Сложнее: холодильник и будильник?
Таким образом, в основе формирования ассоциативных связей, могут лежать разные критерии: цвет, форма, величина, материал, части, действия.
Чтобы вам было легче понять, что такое опорный конспект, и каким образом используются в нем опорные сигналы, предлагаю сочинить сказку по опорному конспекту.
Чтобы определить какую сказку будем сочинять, кто будет главным героем, хочу загадать вам загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Как вы думаете, о ком будет наша сказка? (О кошке, рисуется символ, обозначающий кошку – круг с усами, по середине листа).
Сказка наша будет некрасивая, если мы не придумаем имя кошке. (Мурка)
Какая кошка была? (красивая, добрая, улыбчивая и т.д. Красивая – обозначение цветок, улыбчивая – улыбка и т.д. Знаки рисуются вокруг символа кошки)
Чем занималась Мурка? (Мяукала, умывалась, заботилась о котятах, ловила мышей)
Где она жила? (на лугу, в домике сказочном)
С кем дружила?
Однажды… Что случилось?
Как помочь Мурке?
Что для этого нужно сделать?
Чем все закончилось?
Какое название можно придумать для нашей сказки?
А теперь попробуйте ее рассказать, используя нарисованную схему.
Таким образом, видя перед собой опору, ребенок легко может воспроизвести сказку.
Заключительное задание – «Составь самостоятельно опорный конспект».
(Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу)
Рефлексия
Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн на слово «мастер-класс», используя опорные сигналы. Кто не знает, что такое синквейн, это французское слово, в переводе означает «стихотворение из 5 слов».
Перед вами алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать. По этому алгоритму зарисовываем сигналы, для составления синквейна.
Мастер-класс
Полезный, интересный
Учит, сближает, развивает
Дело-мастера боится
Праздник!
Работая на основе системы применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:
üпомогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;
üповышает общую речевую грамотность;
üпомогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.
Перспективность данного опыта – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.
Канунникова Ирина Михайловна, воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области