Инновационная деятельность в образовательной организации как одно из направлений в методической работе

0
921

 

Педагогов, имеющих многолетний опыт работы в системе дошкольного образования, волнует проблема, как поднять авторитет системы дошкольного образования, перевести её из разряда начальной ступени образования в базисную, определяющую эффективность дальнейшего развития и становления личности в общей непрерывной системе образования. На дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества, когда активно происходит реализация ФГОС ДОО, возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально — экономический, научно — технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОО, в управлении образованием. Чтобы исключить стереотипы, мешающие развитию ДОО, необходимо найти те основы, с помощью которых можно преодолеть пассивность и формализм многих педагогов и воспитанников. Главными составляющими являются активизация профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагогов, стремления в просвещении, развитие педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДОО обуславливают необходимость повышения роли и значения методической работы в детском саду. В современных условиях развития образовательной системы без инноваций не обойтись. Необходимы новые формы и методы организации методической работы. Основное направление методической работы сегодня — организация освоения и введения педагогических инноваций, согласно ФГОС ДОО. В ходе этой работы решается сразу комплекс следующих проблем:

  • ​üразвитие инициативы, активности, творчества педагогов;
  • üповышение их профессиональной компетенции;
  • üсовершенствование форм и методов воспитания и образования;
  • üповышение культуры общения детей друг с другом, воспитанников и воспитателей.

В качестве результата работы ожидается обновление содержания и технологий обучения. Для этого необходимо создавать банки данных о разного рода педагогических инновациях, осваивать технологи их внедрения, проводить широкую разъяснительную работу, чтобы увлечь воспитателей, сделать единомышленниками детей и их родителей. Говорить о педагоге — значит говорить о его профессиональной жизни. Только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений. Одной из актуальных проблем управления инновационным процессом в образовательной организации является проблема отношения педагогов к инновациям, использованию в своей работе ИКТ. По этому освоению Э.М.Роджерс выделяет следующие группы педагогов:

1-я группа — новаторы — педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, охотно берутся за его внедрение;

2-я группа — передовики — идущие впереди других в восприятии нового, охотно берутся за внедрение;

3-я группа — умеренные (нейтралисты), так называемая «золотая середина», не стремящиеся быть ни первыми, ни последними, поддерживающие новое только тогда, когда оно возобладает;

Рекламное сообщение     

4-я группа — предпоследние — сомневающиеся, выбирают между новым и старым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее общественное мнение;

5-я группа — последняя — тесно связанные со старым, консервативные, решающие принять новое последними.

Эффективность инновационных процессов в каждом образовательной организации зависит от культурно-образовательного уровня и психологического настроя в коллективе, организационной культуры образовательной организации. Культура дошкольной организации — это система законов, традиций, отношений, представлений, ценностей, правил, норм, разделяемых членами педагогического коллектива. Как же влияет культура дошкольной организации на эффективность инновационного процесса? Как можно активизировать инновационную деятельность педагогов в педагогическом коллективе с различной организационной культурой.

1.Ролевая культура – культура, ориентированная на жесткое выполнение каждым членом организации собственной роли, описанной должностной инструкцией. Очевидно, что определяющим инновационную деятельность фактором будет «указание сверху», создание ситуации в образовательной организации, при которой педагогов будут ценить за способность следовать новой, четко описанной роли «педагога — новатора».

2.Культура «ордена» – культура, ориентированная на власть и силу, где центральной фигурой является руководитель организации, обладающий формальной властью и неформальным авторитетом. Организация этого типа, как правило, ориентирована на рост и развитие.

3.Командная (деятельная) культура, ориентированная на создание команды единомышленников, в которой руководитель зачастую является одним из равноправных её членов. При такой культуре, как правило, плохо «приживаются» внешние новации, зато могут родиться собственные — авторские, – которые быстро и эффективно осваиваются в данном педагогическом коллективе.

4.Культура «звёзд» – культура, ориентированная на развитие индивидуальности педагогов.

Главной задачей руководителя при этой культуре является создание ситуации успеха, условий для самореализации и саморазвития каждого педагога, постоянное стимулирование. Именно такая культура при правильной стратегии управления может способствовать созданию авторских образовательных программ, технологий — индивидуальных, дидактических, воспитательных, методических — педагогических систем.

Таким образом, осознание руководителем культуры своей организации позволяет определить оптимальную (наилучшую для конкретного педагогического коллектива в данной образовательной ситуации) стратегию управления инновационным процессом.

Методическая работа в дошкольной организации — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. В современной дошкольной образовательной организации, в связи с введением ФГОС ДОО, соответственно меняются коллективные формы профессионального взаимодействия.

·Профессиональные много-номинационные психолого-педагогические конкурсы. Профессиональные конкурсы проводятся с целью подтвердить уровень профессионального мастерства и компетентности в области воспитания и образования.

·Защита авторских проектов и разработок. Проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогов характер и отражать реальные проблемы.

·Методическая Неделя. Эта неделя проводится только тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений.

·Панорама педагогических достижений образовательной организации. Все педагоги образовательной организации, которые являются руководителями кружков, секций, представляют свои достижения.

·Неделя изучения наилучшего опыта, накопленного педагогами дошкольной образовательной организации. Представляется опыт двух — трёх педагогов. В течении недели педагоги показывают систему организации непрерывной образовательной деятельности. В конце недели проводят оценку мероприятия, отмечая те моменты, методы и приемы, которые оказались для них важными.

·Комплексное изучение коллегами достижений одного педагога. Педагог готовит материалы, папки, пособия, программу, разработки и представляет всё это на семинаре — практикуме, где коллеги изучают опыт, задают вопросы.

·Создание картотеки находок педагогов. Картотеку формирует старший воспитатель. Она собирает информацию с описание передового педагогического опыта дошкольной образовательной организации.

·Проведение педагогических чтений по выбранной проблеме.

·Конференции по обсуждению наиболее значимых педагогических явлений, технологий, методик.

·Творческие отчеты педагогов.

·Практикумы по изучению документов, анализ творческих работ детей.

·Проведение профессиональных педагогических и психологических тренингов.

·Проведение деловых, ролевых, проблемно — ситуативных игр и процедур «мозгового штурма».

Таким образом, внедряя современные формы профессионального взаимодействия, значительно повышается уровень компетентности педагогов при внедрении в образовательную деятельность ФГОС ДОО.

Литература:

1.Кузибецкий А.Н.,Бабкин Н.И. Обновление образования: управленческое и профессионально — методическое обеспечение – Волгоград: «Пересмена», 1996. – 24 с.

2.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. -М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

3.Кочетова Н.А., Комардина Т.В., Шопошникова С.В., Гладышева Н.Н. Справочник старшего воспитателя — Волгоград: Учитель, 2013. – 301 с.

4.Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011. – 215 с.

5.Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. -М.: ТЦ Сфера, 2014 -128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (8)

Кобликова Юлия Юрьевна, заведующий
МДОУ д\с № 74 «Гнёздышко»
г. Волжский Волгоградская область

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь