Петрюк Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»
п. Борисовка, Белгородская обл.
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Аннотация. Автор рассматривает включение Программы сопровождения детей с ОВЗ в ежедневный учебно-образовательный процесс с учётом тематического планирования группы.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ, тематическое планирование.
Пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения — обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), посредством создания специальных условий [3].
В последнее время много говорят об инклюзивном воспитании и обучении, в детских садах открывают группы, в которые зачисляются дети с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с другими патологиями. Зачастую такие дети с особенностями в развитии находятся в обычных группах. Среди детей с ОВЗ превалируют дети-логопаты. Это дети с такими нарушениями речи как с моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заиканием, дизартрией, афазией.
В конце средней группы, когда у детей практически сформирована речь, логопед выявляет детей с нарушениями речи, обследует их, ставя предварительный диагноз речевых нарушений, на ребёнка педагогическим консилиумом детского сада составляется медико-педагогическая характеристика, родители с ребёнком, у которого выявлены нарушения речи, проходят медицинскую комиссию, где профильные врачи ставят медицинские заключения и уже потом с пакетом документов ребёнок направляется на ПМПК. Специалисты ПМПК изучают представленные документы, проводят тестирования и на основании проведённых исследований выносят заключение, которое выдаётся на руки родителям (законным представителям). Следует отметить, что ФГОС ДО рассматривает передачу заключения ПМПК родителями в детский сад как добровольное решение родителей. На основании данного заключения с данным ребёнком начинают работать помимо воспитателя и логопеда психолог, дефектолог и другие специалисты, которые есть в данном дошкольном учреждении.
Если брать работу воспитателя в плане индивидуальной работы с такими детьми, то он следует рекомендациям специалистов, в первую очередь логопеда. Одним из специальных образовательных условий успешного обучения детей с ОВЗ является составление на каждого ребёнка индивидуальной Программы сопровождения, в которую включены как задачи, которые необходимо выполнить, так и индивидуальная работа с ребёнком. Данная программа составляется в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014); Федеральным Законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012.; Уставом Учреждения, Требованиями СанПиНа 2.4.1.3049-13, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Планирование в Программе тематическое, совпадающее с общегрупповым, но имеющее индивидуальный подтекст. Так, при прохождении темы «Будь здоров» из задач, поставленных для реализации к этой теме, в Программе вытекают индивидуальные задачи для каждого ребёнка-логопата, как, например:
- «стимулировать желание отражать в играх свой опыт по самообслуживанию, культурно-гигиенические навыки, навыки безопасного для здоровья поведения в доме, на природе и т. д.»;
- «расширять представления об алгоритме процесса умывания, одевания, еды, уборки помещения о том, что необходимо для этого».
Цель создания Программы сопровождения детей с ОВЗ для каждого ребёнка – это достижение положительных результатов в его психическом и физическом здоровье; улучшение динамики в развитии эмоционально-волевой сферы; развитие артикуляционной моторики и положительной динамики в коррекции фонематических процессов; постановки труднопроизносимых звуков; развитие познавательных интересов и др.[2]
Работа воспитателя, исходя из Программы сопровождения, строится на том, чтобы ребёнок взаимодействовал со своими сверстниками, старался соблюдать режимные моменты, шло развитие навыков социального обслуживания и саморегуляции.
Реализация индивидуальной работы с детьми-логопатами проводится, в основном, во вторую половину дня. Формы работы разнообразны: использование различных видов игр, в основном сюжетно-ролевых; проводятся наблюдения, тематические беседы и обсуждения по итогам бесед. Подбор игр, бесед, наблюдений тоже носит тематический характер. Например, по теме «Эти удивительные животные» можно использовать лото «Животные», пальчиковые игры «Совушка» и «Козлик», загадывание загадок о животных, театрализованную игру «Теремок», речевую игру «Животные и их детёныши» и т.д. По теме «Моя семья» можно включить в индивидуальную работу пальчиковую гимнастику «Семья»; рассматривание альбома «Моя семья», беседу «Кем работают мои родители?»; дидактическую игру «Моя семья». Таким образом воспитатели организуют коррекционно-образовательную деятельность в ходе организации различных видов детской активности, в режимных моментах с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм педагогической работы, а также поощряют самостоятельность детей с ОВЗ при выборе игр познавательно-речевой и общеразвивающей направленности.
Список литературы
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) ст.12, ч.1;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ