Элементарные основы геометрии как средство интеллектуального и творческого развития дошкольников.

Воронцова Ирина Алексеевна
воспитатель
МДОУ ЦРР «Искорка» – детский сад № 24
г. Железногорск, Курская область

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Рекламное сообщение

XXI век – время инновационных подходов в системе образования.

Обществу нужны люди интеллектуально развитые, умеющие творчески мыслить. Поэтому уже с детского сада необходимо научить ребёнка фантазировать, творить, решать проблемные ситуации, принимать самостоятельные решения. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования определяют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.

Программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами, и лишь небольшая часть времени отводится на поверхностное знакомство с объемными геометрическими формами.

Ведение углубленной работы по познавательному развитию «Занимательная геометрия» – развивает ребёнка как интеллектуально, так и творчески, позволяет обеспечить развитие пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий.

Содержание работы должно быть основано на геометрическом материале.

Познавательный материал предлагается в увлекательной форме, через игры, сказки, продуктивную деятельность в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения, с учётом интеграции образовательных областей.

В виде геометрических сказок представляющих собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей. Сказки для дошкольников — важный элемент, формирующий математическую грамотность.

Первые представления о форме дети накапливают в процессе игровой деятельности, рассматривая и ощупывая предметы.

Используя различные виды изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) можно превратить эти формы в любимых детьми героев.

Таким образом, дети быстрее запоминают название геометрических фигур, можно создать яркие индивидуальные и коллективные композиции вызывая положительные эмоции и давая возможность проявить терпение, фантазию, творческие возможности, почувствовать себя самостоятельными.

Научившись рисовать основные геометрические фигуры, дети легко освоят технику рисования.

Разрезав круг пополам, получается Божья коровка, из прямоугольника – листочек, точки украшают крылья.

Научившись лепить шар, конус, цилиндр, куб и т.д. дети легко перейдут к более сложным видам лепки, превращая их в лисичку, белочку, медведя.

Используя плоскостные геометрические наборы или объёмные формы дети, могут конструировать, развивая пространственное мышление и воображение.

Моделируя из палочек или ниток, они могут преобразовывать геометрические фигуры в новые образы предметного мира, животных. Для этой цели можно использовать разные типы творческих заданий: на разработку собственного замысла, на дополнение незаконченной конструкции, на дополнение и изменение заданного образа новыми элементами.

Старший дошкольный возраст как отмечают психологи, является наиболее эффективным для формирования образного мышления, что является важнейшим показателем интеллектуального развития. Образное мышление играет большую роль в обучении, в обыденной жизни и в дальнейшей профессиональной деятельности. Организовав театральную мастерскую можно создать игровой образ на основе объёмных геометрических фигур.

Используя нетрадиционные материалы-коктейльные трубочки, можно конструировать как простые фигуры (треугольник, квадрат), так и сложные варианты объёмных фигур (конус, куб).

Экспериментируя с фольгой, детям не требуется никаких инструментов кроме собственных ладоней.

Приемы работы с фольгой: обертывание объемных фигур, формирование фигур, скручивание. Фигуры превращаются в «Ледяные замки», «Космические планеты».

Манипуляции с изготовлением простых и сложных фигурных деталей способствуют развитию мелкой моторики, а это, в свою очередь, активизирует развитие интеллекта.

Благодаря систематизированной углубленной работе по познавательному развитию «Занимательная геометрия» дети смогут обогатить знания элементарных основ геометрии.

В процессе преобразования, экспериментирования с геометрическими формами раскроется их творческий потенциал.

Список литературы:

  1. Житомирский В. Г. Путешествие по стране геометрии – М., «Педагогика-Пресс», 1994г.
  2. Менькова Е. В. Занимательная геометрия – Волгоград, Корифей, 2009г.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь