Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольского городского округа
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Важным условием полноценного и всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем правильнее и богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли. У него появляются более широкие возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее выстраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, мы убедились в том, что любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребёнка. Дети, которые плохо говорят, начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми, нерешительными, застенчивыми, молчаливыми.
У воспитанников нашей группы отмечается нарушение как произносительной, так и смысловой стороны речи. Есть дети, у которых полностью отсутствует общеупотребительная речь. Однако, большинство детей владеют развёрнутой фразовой речью с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Такие дети с трудом идут на речевой контакт, стремятся избежать речевого общения, у них беден активный и пассивный словарь. Большинство из них строят предложения из двух-трёх слов, которые часто не согласуются. В речи почти не используются предлоги, ограничен запас прилагательных и глаголов, отсутствуют многие родовые, видовые и другие обобщающие понятия активного и пассивного словаря.
У детей с разными видами патологии устной речи выделяется дисфункция межанализаторных связей, проявляющаяся в слабости слухо-зрительно-двигательных координаций. Это связано с нарушениями общей моторики, незрелостью зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи происходит в процессе решения следующих задач: учить выражать просьбу словами и излагать ее понятно; разговаривать друг с другом в приветливой форме; уметь слушать, высказывать свою точку зрения; уметь сотрудничать, находить решение в конфликтных ситуациях; выражать словом свои чувства; уметь согласовывать свои действия и желания с интересами и действиями партнёра, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; говорить спокойно, с уважением; охотно выполнять правила и просьбы взрослых; выполнять правила поведения в группе; выражать свою просьбу, благодарность и т.д.; оказывать помощь другим, сочувствие к сверстникам.
В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы дошкольников, в ходе организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности используем коммуникативные игры-упражнения. Например, на развитие умения сотрудничать: «Я-мы», «А что ты любишь?»; на умение активно слушать и перерабатывать информацию: «Кто это? Что это?», «Кто что делает?», «Какой он?», «Кто больше увидит»; на умение входить в контакт, вести диалог: «А что у вас?», «Цепочка слов»; на развитие навыков взаимодействия в группе «Делай-делайте», «Найди себе пару», а также, логоритмические игры.
В сюжетно-ролевых играх поощряем словесное обозначение событий, действий по ходу развития игры в форме содержательного игрового диалога, чтобы дети высказывали свои размышления о действительности. Часто играем с детьми в словесные игры: подвижные и хороводные.
Вечерами организовываем настольно-печатные и дидактические игры, которые позволяют создать более камерную атмосферу общения, где дети проявляют сдержанность, внимание, симпатии. Результативно проходит игра «Кубики нравственности» В ней дети описывают нравственную ситуацию и дают ей оценку. В игре «Мешочек добрых дел» детям раздаются цветы. Если достался цветок синего цвета, нужно назвать доброе дело, которое можно сделать для близких; красный цветок – для детей с ограниченными возможностями здоровья; жёлтый цветок – для друзей.
В играх-драматизациях дети нашей группы приобретают навыки вежливого общения, учатся принимать участие в групповом разговоре. Эти игры способствуют развитию речевой активности. Для развития навыков невербального общения проводим этюды, мимические игры, игры на телесный контакт.
Для воспитания у детей уверенности в себе, раскрепощённости проводим игры на повышение самооценки. В игре «Звезда» ребёнок сидит в центре круга и каждый говорит ему ласковое слово. «Волшебное зеркало» учит находить каждого ребёнка в себе красивые, приятные черты. Игра «Семицветик» помогает детям выразить свои пожелания другим. В игре «Клубочек» учимся образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён детей группы.
Умение поддерживать разговор на определённую тему формируем в беседах с детьми.
В группе организуем игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации: анализируем с детьми разнообразные ситуации общения «Ты обидел своего товарища. Попробуй попросить у него прощение», «Как ты поступишь, если тебя не приняли в игру?», «Дети в игре что-то не поделили, как их помирить?». В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Результатом сформированности социально-коммуникативных навыков у детей является готовность каждого ребенка быть коммуникабельным, образованным, легко адаптироваться в социуме, что обеспечивает чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта.
Список литературы:
1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Сфера. М., 2006. 142 с.
2. Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. Красноярск, 1997. 206 с.
3. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994. 260 с.
4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987., 144 с.