Колесникова Екатерина Ивановна
Дергун Татьяна Викторовна
Шипилова Светлана Петровна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
В настоящее время мы работаем в старшей группе, которую посещает 21 ребенок. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов, рассуждают, ищут разные способы решения проблемных ситуаций. Современные дети с легкостью осваивают компьютер и другие информационно-коммуникативные средства, сейчас традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Однако, все чаще дети имеют широкие интересы, разнообразные знания, но не умеют налаживать коммуникации со взрослыми и сверстниками. Это негативно сказывается на социализации детей в детском коллективе, в школе.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства и осуществляется в различных режимных моментах в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности.
Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Мы предлагаем вашему вниманию наборы «Дары Фребеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе. Данные наборы соответствуют ФГОС и охватывают все образовательные области.
В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а так же методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.
Мы предлагаем вашему вниманию подборку дидактических игр, с использованием наборов «Дары Фребеля», которые, по-нашему мнению, можно применять для социально-коммуникативного развития
Представление системы работы:
Цель использования материала: создание педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников в конструктивной деятельности.
Задачи:
- создать оптимальные условия для формирования коммуникативных навыков через конструирование;
- сформировать у дошкольников умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, выражать собственные эмоции;
- сформировать умение комментировать свои действия, рассказывать о своей деятельности;
- сформировать у детей навыки культуры поведения, воспитывать доброжелательность, отзывчивость;
Работа с «Дарами Фрёбеля» в нашей группе строится в соответствии с технологией Волосовец, Карповой, Тимофеевой, авторов парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Технология состоит из нескольких этапов:
- Введение нового понятия.
- Техника безопасности. На каждом занятии уделяется особое внимание уделяется правилам безопасности в различных ситуациях, связанных с темой.
- Работа детей с символическим материалом (схемы, чертежи, графическое изображение)
- Стимулирование инициативы детей (обсуждение с детьми идей, ввод новой информации для развития мышления детей).
- Объяснения детьми хода их рассуждений – использовать разные ситуации, чтобы побудить детей к общению, для этого задавать вопросы:
– Что хочешь делать?
– Из чего или на чем?
-Чем будешь делать?
- Инженерная книга. Это дневник всех занятий с детьми, в котором все этап записаны «детским языком»
- Обыгрывание моделей + стимуляция активного словаря.
- Фотографирование деятельности и объектов
- Размещение моделей и конструктивных материалов в предметно- развивающей среде.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Список литературы:
- Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева «Парциальная программа дошкольного образования ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: растим будущих инженеров»
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. – 288с., ил. – (Педагогика детства).
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».