Игровая деятельность как средство формирования социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Ползикова Анна Алексеевна
Гагарина Анастасия Игоревна
воспитатели
Чертищева Марина Леонидовна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально-коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и развиваются отношения между детьми-сверстниками. Эти отношения будут основой, как личности ребенка в будущем. Маленький ребенок может стать нормальным социальным существом, если он будет расти в нормальном и заботливом окружении. Он будет порядочным и справедливым, если в его окружении есть порядочность и справедливость. То, чего взрослые хотят добиться в воспитании ребенка, они должны постоянно показывать это своими поступками и примерами в жизни. Родители дошкольника зачастую торопятся научить его читать и писать, изучать другие языки и т.д. Но взрослые не понимают, что в первую очередь дошкольник должен научиться социализироваться в обществе.
Сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является большой проблемой в педагогике. Актуальность этой проблемы возрастает в современном мире всё больше и больше, в связи с невоспитанностью, дефицитом культуры речи.

В своей работе мы не только развиваем эмоции, речь и чувство, но и делаем упор на развитие коммуникативности, умение находить выход из сложных ситуаций, развивать у дошкольников способности правильно решать социальные проблемы. Для этого мы выбрали игровую деятельность, как самую эффективную форму взаимодействия с дошкольниками. Дошкольник может играет не только с игрушками, но и с ситуациями, событиями. Сейчас у детей наблюдается отсутствие навыка игры и потребности играть со сверстниками из-за ранней зависимости от компьютеров, планшетов и телефонов. И это огромная проблема!

Игра в детском саду организовывается, как совместная игра воспитателя с детьми, но и свободную деятельность дошкольников тоже не забывают. Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

  • -развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • -формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
  • -стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
  • -побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.

Добиться результата помогают:

  • – игры, возникающие по инициативе детей;
  • -игры с игрушками, игры с природным материалом;
  • -сюжетные игры, сюжетно — ролевые игры;
  • -игры, возникающие по инициативе воспитателя;
  • -обучающие игры;
  • -театрализованные игры;
  • -подвижные игры.

И тут возникает вопрос, как же все эти игры влияют на развитие социально-коммуникативных навыков? В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям мам и пап. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга. В сюжетно-ролевых играх идет закрепление навыков межличностного общения, совершенствование разговорной речи, закрепление знаний и норм поведения в обществе. Дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Они на собственном опыте убеждаются, как важно уметь налаживать контакты с окружающими.

Рекламное сообщение 

В процессе работы в группе были изготовлены: картотека сюжетно-ролевых игр и мобильные центры для игр «Больница», «Магазин», «Морячок» и другие игры, которые пополняются и расширяются с учетом возраста детей. Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.

Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

 

Список Литературы:
1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-192с.
2. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение.2006. — 112с.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2001–292с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь