ПРИВИТИЕ ДЕТЯМ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ КРАЯ И УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Петровская Альбина Валентиновна
старший воспитатель
Самсонова Наталия Васильевна
инструктор по физической культуре
Гензе Надежда Ивановна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

4 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие»

ПРИВИТИЕ ДЕТЯМ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ КРАЯ И УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Давайте детям больше и больше содержания  человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.В. Белинский

Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом русской педагогики. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В культуру каждого народа входят созданные им игры. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили свои традиции. Народные подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны для понимания детьми дошкольного возраста, правила их просты и понятны. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют подвижные игры своего региона как на занятиях по физической культуре, так и на прогулке.  Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства, отлично закаляют тело и душу. Педагоги ДОУ изучили этнографическую литературу о детских играх в городской культуре Старого Оскола в 20 -30-е годы ХХ века. В старших и подготовительных к школе группах была проведена работа с детьми и родителями по сбору информации об играх, в которые играли в детстве их бабушки и дедушки. Дети пересказывали правила игры, о которой они узнали. Затем на занятиях по физической культуре, на прогулке ребята разучивали игры вместе с воспитателями и инструктором по физической культуре. Собранные игры мы систематизировали в картотеке, разделив их на группы: игры подвижные, игры малой подвижности. В первую группу вошли    игры: «В жмурки», «В прятки», «Гуси-гуси», «Баба Ежка – костяная ножка», «В горелки», «В сапожника», «Штендер». Зачины и диалоги в таких играх как «Гуси» и «Баба Ежка» непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета, построенных на игровых заданиях, также много материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.  В связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации в таких играх как «Прятки», «Штендер» ребенок должен проявлять мгновенную и правильную реакцию. Поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату.

Рекламное сообщение     

Во вторую группу вошли игры малой подвижности, в которые удобно играть в групповой комнате, или на прогулочной веранде это игры: «В колечко», «Числа», «В фанты», «В краски». Большое воспитательное значение заложено в правилах этих игр. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявлять воспитываемые у него качества.

Объясняя новую игру, в которой есть зачин, мы не разучивали с детьми предварительно текст, а вводили его в ход игры неожиданно, что избавило от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов при повторении игры, легко запоминают задачи.

Вводом народных игр нашего региона в повседневную жизнь детей дошкольного учреждения мы не ограничились. Нами были разработаны сценарии спортивных досугов, в которые вошли как народные игры, так и устный фольклор: песенки, потешки. Так в досуге «Хороша у нас игра» в качестве разминки используется народная песенка «Ой люли, та-ра-ра, хороша у нас игра», где дети с удовольствием выполняют движения в соответствии с текстом. Перед каждой игрой в качестве зачина выступает потешка или стишок, соответствующие теме игры:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках,
Гоп! Гоп! Гоп!

После чего играем в игру «Лошадки». Помимо спортивного инвентаря вносим такие атрибуты, как дудки, ложки, муляжи балалаек и т.д.

Данные игры являются традиционным средством педагогики, сочетая движение с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Список литературы:

  1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья/. Беликова Т.П., Емельянова М.И Старый Оскол «ТНТ» 2004г.
  2. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР / Кенеман А.В Москва «Просвещение» 1989г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь