Кленина Е.С.
Зюзгина Е.А.
воспитатели
Скворцова Л.И.
инструктор по плаванию
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
3 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»
МОЯ РОССИЯ В РИСУНКАХ
Воспитание любви к Родине начинается с рождения. Мама поет колыбельные народные песенки, рассказывает малышу всем известные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака по памяти из своего детства. Родители, сами того не замечая, знакомят своих детей с известными российскими и русскими поэтами и писателями. Рассматривая картинки в книгах, детишки узнают о творчестве художников-иллюстраторов.
Но, к большому сожалению, познания о творчестве русских художников, о народных, исконно русских промыслах, о многообразии растительного и животного мира нашей огромной России, с ее северными и южными, западными и восточными регионами, у многих недостаточны. Современные родители вынуждены много работать, ограничены во времени. Бывает и такая категория молодежи, которой это неинтересно.
Перед педагогами сейчас стоит задача – вырастить новое поколение, уважающее народные традиции, историческую память, любящее свою Родину с ее красотами и богатствами, почитающее старшее поколение.
Через рисунки дети передают свои чувства, отображают любовь к родному краю, к своим близким. На занятиях по изобразительному искусству они рисуют пейзажи, портреты членов своей семьи, животных и птиц, населяющих нашу необъятную Россию.
Каждый из нас хоть раз сталкивался с предметами народного творчества. Но если спросить, что это и как называется, многие затруднятся ответить. А ведь стыдно за такую безграмотность и отсутствие интереса к своему, родному, исконному. Гжель, Палех, Дымковская игрушка, Каргопольская, Филимоновская, Семёновская матрёшка, Хохлома…
Вот и приходится педагогам всему этому учить ребятишек практически с ясельного возраста.
А поехали ка мы на ярмарку! Да захватим ярких и забавных глиняных игрушек на продажу! И живем то мы теперь, представляете, в селе Дымково, где мастера этих самых игрушек живут. Вот восторга у детей. Сами мастера, сами художники!
А вот лес русский. Который ещё И. Шишкин рисовал. А на наших рисунках не медведи, а совы да иволги – лесные кошки. Сидят себе на деревьях и рассказывают нам про свою жизнь. Вот вам и знакомство с природой наших русских лесов. Запомнилось надолго потому, что не одно занятие про этих птиц прошло.
Наши народные праздники любого за душу возьмут! Святки, Рождество, Пасха, День матери, Новый год, День Победы. Стихи учим, поем и рисуем на эти темы. Вот яйца пасхальные – расписанные с любовью и фантазией. А вот и портреты мамочек любимых – все, как на подбор красавицы, а некоторые даже в коронах! Новый год – сказочный праздник! Вот тут и елочки в снегу и с игрушками. Почему в снегу? Да потому, что не рубили мы елочку, в лесу оставили и нарядили. А вокруг елочки снеговики важные и живые, каждый со своим характером. И мама пожаловала вместо традиционного ведра на голову снеговика, старую вязаную шапку с помпоном! Морозы то стоят нешуточные. А вот на этом рисунке пляж. Придумали историю про то, как мы всей группой пошли на местную речку отдыхать, купаться и загорать. Каждый занят своим делом: кто плавать учится, кто в бадминтон играет, кто в мяч.
Вот так, вроде бы совсем ненавязчиво, дети узнают о том, что семья – это самое важное в жизни каждого человека, маму нужно беречь. Природа, окружающая нас настолько нежна и хрупка, что однажды можно ее потерять. Могут исчезнуть, привычные глазу, березки и рябинки, воробьи и голуби. И кто, если не мы, сбережем это для последующих поколений? А мы сбережем, если мусор за собой уберем, елочку оставим в лесу, а для дома купим искусственную, птиц покормим зимой, не обидим кошечек и собачек. Только с таких малых крупиц вырастает большая любовь к ближнему, окружающему. А потом приходит осознание того, что нас таких, на самом деле, много. И что все мы – часть одной огромной семьи, которая живет в самой замечательной стране – России!
И Россия тоже заслуживает бережного к ней отношения, как и маленькая елочка в лесу, и стайка голодных воробьев. И, пока ребенок совсем мал, он может отобразить в творчестве свое правдивое отношение к Родине, показать красоту лесов и рек, многообразие животного мира, исторических моментов и уникальность народных промыслов. Мы-взрослые поможем подрастающему поколению осознать себя гражданином своей России, страны многовековой истории и талантливых людей!