ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

0
112

Шаталова Любовь Николаевна

воспитатель

МБДОУ ДС№72 «Акварель»

Старооскольского городского округа

 

 

       На сегодняшний день ФГОС определил познавательно-исследовательскую деятельность как один из приоритетных видов детской деятельности. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

       Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности.

       Цель художественно-эстетического экспериментирования – направленное и последовательное воспитание детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.

       

 

       Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия.

       Задачи художественного экспериментирования:

  • знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;
  • упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);
  • содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;
  • развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
  • формировать позицию художника – творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;
  • активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;
  • согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.
  • привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
  • воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.

       Для реализации задач используются следующие методы и приемы:

  • упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок):
  • игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки);
  • применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием.

        Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются:

  • богато насыщенная разнообразными изоматериалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
  • свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;
  • создание эмоционально-положительной атмосферы творческой мастерской на занятиях;
  • использование детьми продуктов художественного творчества при подготовке атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
  • интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.

       Экспериментирование с материалом происходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдения, что способствует развитию более внимательного отношения дошкольников к эстетическим свойствам и совершенству природных форм. В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивает детскую любознательность. У ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру.

     

 

       Лепка, рисование, аппликация, конструирование – очень интересны для ребёнка-дошкольника, так как удовлетворяют его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребёнка данного возраста: наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру. Дети постигают основы изобразительной деятельности, знакомятся с понятиями «композиция», «перспектива», учатся смешивать цвета, осваивают различные техники рисования. Объективную оценку работы способностей детей показывают результаты участия в многочисленных конкурсах и выставках. Дети интересуются новыми техниками изображения; проявляют индивидуальные способности. С удовольствием включаются в выполнение творческих заданий; способны оценить работу сверстника и свою собственную. Дизайнерская деятельность детей включает также оформление праздников и спектаклей, изготовление подарков и сувениров, а для выставок – рамок, панно, стендов. Взрослые активизируют внимание детей, пробуждают интерес, направляют творческий поиск, помогают в выборе средств исполнения.

       Применение нетрадиционных техник, таких как, рисование пальчиками, ладошками, печать листьев, кляксография, рисование свечой, рисование по мокрому, поролоном, зубной щеткой, набрызгивание, граттаж, способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их использовании, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, использовать ватные палочки, мыльные пузыри, поролон, различные штампы и т.д. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек) и природных материалов (листьев). Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов («…а вот и пальчик, да в краску!»). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретение веры в себя и в свои возможности, внутренние гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Всё необычное привлекает детей, у них появляется познавательный процесс.

       Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Используются интегрированные методы обучения, которые сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

       Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей.

       Дошкольники также, с большим увлечением, изготавливают поделки из соленого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Соленое тесто простой и доступный материал, обладающий высокими пластическими свойствами. Поделки оформляются бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

       Для художественного экспериментирования использую такой вид деятельности как ручной труд, в процессе которого ребенок создает конкретный продукт:

  • модульная техника – цветные мячики, домики из палочек;
  • техника папье-маше – миски для трех медведей, грибы, цветы;
  • техника «плетение» – пестрый коврик, корзинка;
  • плетение из ниток, с использованием природного материала – нарядные бусы и браслеты, разные цветы;
  • изготовление игрушек, путем сворачивания, скручивания, завязывания – куколки.

       Планомерная, систематическая и последовательная организация художественной деятельности позволяет увидеть плоды детского творчества, а также даёт хорошую результативность при проведении мониторинга по всем показателям художественно-творческого развития детей.

       Компонентами художественного экспериментирования являются активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности является умение переносить свой опыт из одних условий в другие, поиск способов и приемов в создании выразительного образа.  Например, работа с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж. Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.

       

 

       Художественно-продуктивная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразные формы предметов окружающего мира, различные величины, многообразие цветов, способствуют обогащению словаря. Различные материалы дают возможность применять коллективную форму творчества, которая сближает детей, развивает навыки культуры общения.

       Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, подготовки атрибутов для спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах, оформления группы.

       Таким образом, художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности успешного ребенка, уверенного в собственных силах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь