Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

0
5990

Боброва Елена Леонидовна
воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

 

       Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

       Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит понижение уровня культуры, когда материальные ценности преобладают над духовными. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Дошкольный возраст — наиболее чув­ствительный для воспи­тания нравственных норм и правил, способности сопережи­вать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не исполь­зовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей доброжелательные взаимоотношения к сверстникам и взрослым, любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества.

       Целью педагогической работы является: приобщение детей к истокам православной культуры;

       Для достижения данной цели по формированию нравственных ценностей дошкольников были поставлены следующие задачи:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к книге.
  2. Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей.
  3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.
  4. Создать условия, после активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы (сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность).
материалы в печатный сборник 

     

 

        Основой работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой являются следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

       Приоритетами в работе по формированию духовно – нравственной личности дошкольников стали:

  • Наличие книжного уголка, располагающего ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
  • Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Проведение народных праздников и развлечений, как средство углубления знаний художественного слова и нравственно-эмоционального восприятия литературных произведений.

       Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.

       Работу по приобщению детей к художественной литературе начали с создания материальной базы в группе: оформлен книжный уголок, где происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, иконами. Создана групповая библиотека для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, а также уголок для театрализованной деятельности, где ребенок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужие беды и радости, умению сопереживать.

       Приобщая детей к художественной литературе, стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании духовно-нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

     

 

        Художественная литература является одним из важных факторов при воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

       Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть.

       Обязательным фрагментом образовательной деятельности является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой небольшого литературного произведения и тематическая беседа на диалогической основе. В работе широко используем наглядность (различные репродукции, иконы); она в значительной степени облегчает процесс духовно-нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы», сцены из жития святых. Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире.

       Дети знакомятся со сказками, с творчеством русских поэтов, писателей. Свои впечатления о произведениях дети отображают в творческих рассказах, в коллективных пересказах произведения, в драматизации, рисунках. Особенно ярко это проявилось при ознакомлении с творчеством Виктора Михайловича Васнецова. В картинной галерее детского сада дошкольники вспомнили сказки, служившие прообразом картин художника, составили рассказы по картине В.М. Васнецова «Три богатыря». В группе была проведена беседа о богатырях – защитниках рубежей России, о мужественных монахах Пересвете и Ослябя, преподобном Илье Муромце. Итогом беседы стало выполнение практического задания: дети нарисовали богатырские доспехи.

       Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение православных праздников и развлечений, в которых они узнают о традициях русского народа, о природе родного края. Это праздники: «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола», «Покровская ярмарка», «Праздник осени», «День матери», «Свет Вифлеемской звезды», «Крещение Господне». При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты. Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

       Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей проводится через православный уголок, куда помещается материал о народных православных праздниках, о Святых России, о народных традициях. Все это помогло наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

       Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь