Черниговских Евгения Васильевна
Муляр Надежда Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Г. Старый Оскол
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Информатизация в сфере образования является естественным и необходимым процессом, который предполагает использование современных цифровых технологий в учебных заведениях, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.
На современном этапе выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед воспитателями стоит задача: сделать образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Информационный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников и способствующие созданию положительной эмоциональной в процессе познания, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс запоминания и понимания. Применение технологии интерактивных плакатов, как из доступных и эффективных форм цифровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. Создавать условие для наглядного, информативного и содержательного образовательного процесса.
Интерактивный плакат–это средство представления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Использование в образовательной деятельности интерактивных плакатов решает две важные задачи:
- Вовлекают воспитанников в процесс получения знаний.
- Обеспечивают максимальную наглядность обучающего материала.
По содержанию и форме интерактивные плакаты классифицируют на одно- и многоуровневые. Для разработки интерактивного плаката одноуровневого типа используют одноуровневую схему построения: содержание рабочего стола меняется в зависимости от состояния интерактивных элементов, например, при нажатии кнопок или информационного поля.
Гораздо более сложным видом интерактивного плаката является многоуровневый плакат — он работает по принципу меню: плакат первого уровня служит отправной точкой для перехода к компонентам второго уровня.
Хотим предоставить Вашему вниманию, практическое использование одноуровнего интерактивного плаката на занятии по РЭМС в средней группе. Интерактивный плакат был разработан нами на основе конспекта практического курса математики для дошкольников «Игралочка» (авторы Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова), тема «Прямоугольник». Авторы курса предлагают проиграть ситуацию на фланелеграфе, педагоги заменили фланелеграф интерактивным плакатом.
Цель использование ИКТ: разработка и внедрение интерактивных плакатов в образовательную деятельность дошкольников для формирования устойчивого познавательного интереса, знакомство детей с возможностями современных компьютерных технологий.
Цель ООД:
- сформировать представления о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника;
- сформировать опыт самостоятельного открытия;
- закрепить пространственные отношения «выше-ниже», «длиннее-короче» умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, творческие способности, интерес к познанию.
Фрагмент занятия с использованием ИКТ:
– Жили-были два друга. Один из них знаком. Как его зовут? Дети знакомы с геометрической фигурой квадрат, поэтому они ответят… (Квадрат). На плакате изображение квадрата и прямоугольника.
– Пошли они как-то в лес. На плакате появляется изображение елки
– Вдруг услышали плач. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу? (Выслушать ответы. Подвести их к тому, что кто-то заблудился).
На плакате появляется изображение человечка.
– Человечек обратился за помощью к квадрату: «можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» На плакате человечек перемещается на квадрат.
– Увидел человечек свой дом? (Нет)
– Почему он не смог это сделать? (Потому что елка выше человечка).
– Что делать? (выслушать версии, подвести к тому, что надо повернуть квадрат на другой бок).
– Давайте попробуем повернуть квадрат. На плакате квадрат переворачивается. Что-то изменилось? (Нет)
– Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! На плакате квадрат переворачивается еще 2 раза. А у второй фигуры одинаковые ? (Нет)
– Давайте проверим, переместим человечка на вторую фигуру. На плакате человечек перемещается на прямоугольник.
-Мы помогли человечку увидеть дом? (Нет).
– Что делаем? (Переворачиваем вторую фигуру на другой бок) На плакате прямоугольник переворачивается.
– Молодцы! Вот как замечательно придумали и помогли человечку. Давайте внимательно рассмотрим наши фигуры – помощники и сравним их?
– Чем похожи фигуры? (Четыре стороны и четыре угла) С помощью плаката просчитывают стороны и углы квадрата и прямоугольника.
-У обеих фигур по 4 стороны и по 4 угла.
– Почему же вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две длинные).
Смена всех действий на интерактивном плакате производится по щелчку.
Исходя из практического результата применения в образовательной деятельности интерактивно плаката, мы можем констатировать следующие результаты:
- работа с интерактивным плакатом позволила по-новому использовать в образовательной деятельности наглядно-демонстрационный и учебно-игровой материал;
– у детей появилась способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения;
– повысился интерес к ознакомлению с новыми знаниями, познавательный потенциал и любознательность.