ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

0
3444

       Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»

Трунова Ольга Александровна

старший воспитатель

Мишнева Галина Петровна

заведующий

Громышева Ирина Васильевна

учитель-логопед

материалы в печатный сборник 

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино

Белгородской области»

ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

дискуссионная беседа с родителями детей раннего возраста

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек для ребенка раннего возраста.

Ход беседы:

      Раннее детство-период интенсивного физического и психического развития ребенка. Главная задача взрослого – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его возможности и создать условия для развития в будущем. И главным помощником в этом вопросе – станет игра. Для любого ребёнка именно игра – это главный способ познания мира. В игре ребенок растёт, развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе, в ходе игры развивается умственная деятельность. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл.

Вопросы родителям: В какие игры вы любите играть со своим ребенком? (Ответы родителей).

Хотелось бы отметить, что ребенок проходит три этапа развития. Этапы развития ребенка дошкольного возраста состоят из трех возрастных периодов – младенчество (от 0 до года, раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

     Ваши дети находятся на этапе развития – раннее детство (от 1года до 3 лет). На этом этапе ребёнок существует в тесной связке с близким взрослым, его самостоятельные занятия очень кратковременны, он все время привлекает к ним взрослого. В то же время расширяющиеся возможности отрывают его от взрослого и влекут к освоению пространства. И вот после 2х лет подходит время, когда у ребенка должен появиться игровой уголок – место, где он сможет играть или заниматься какой – либо деятельностью.

Какой же он должен быть этот игровой уголок?

    Прежде чем дать слово вам, мы хотели бы представить вашему вниманию развивающие центры группы раннего возраста ДОУ, организованные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

    Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает для детей игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую и творческую активность, соответствует возрастным особенностям, содержательная, насыщенная, доступная и безопасная.

Создавая уголок дома, естественно, вы не сможете расположить все эти центры.

– Я предлагаю вместе обсудить, что обязательно должно быть в домашнем уголке.

– Прежде всего, детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик. При росте ребенка 85-100 сантиметров высота стула – 22 сантиметра, высота стола 40 сантиметров.

Возможно ли «отдать» малышу в этом возрасте письменный стол? (ответы родителей)

– Конечно, этого не нужно делать. Письменный стол высокий, к нему невозможно подойти с разных сторон и что-то делать, просто стоя за ним.

– Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х-3х полок, доступных по высоте руке малыша, (не забывайте, чтобы всё было безопасно).

– Несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.

– Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.

     Дети в возрасте до 3-хлет не только не умеют играть вместе, они не все умеют играть самостоятельно. Малыш может бесцельно возить взад и вперед машину, не находя ей большего применения, он ее быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребенка в игре. И ждать, пока он сам начнет играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. Организуя игры с ребенком важно помнить:

– Необходимо эмоционально заинтересовать сына/дочь игрой, т.е. обыграть ситуацию так, чтобы малышу захотелось играть, заниматься или что-то делать: играть в прятки с игрушечным медвежонком, убирать игрушки в ящик с помощью «подъемного крана» (маминой руки), соревноваться с машинкой и т.д.,

– Придумывайте игрушкам новые применения! Если малышу не нравится просто катать мячик, можно придумать с ним разные игры: забивать гол в самодельные ворота, кидать в корзину, закатывать под шкаф и потом доставать палкой,

Хвалите ребенка и поощряйте его игру. Если малыш увлекся игрой и не пристает к маме, это не означает, что его можно оставить без внимания. Оставайтесь рядом, но займитесь своими делами, вставляя время от времени свои замечания/реплики по ходу его игры: «Вот какой грузовик большой, все куколки в нем поместились! Как они обрадовались, что ты их всех вместе катаешь!

– Будьте терпеливы! Не требуйте от ребенка играть в игрушки именно так, как написано в инструкции. Пусть придумывает свои игры.

     Запомните, чем больше времени мы проводим со своим ребенком, тем лучше мы понимаем их, а они нас. А еще игра учит нас говорить с ребенком на его языке, оживлять в себе детские черты, любить детей такими, какие они есть.

    Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка, является подбор игрушек. Ведь для ребенка игрушка — это центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Потому подбор игрушек должен быть осознанным и продуманным.

– Уважаемые родители, на что вы обращаете внимание при выборе игрушки?

– Какие игрушки есть у вашего ребенка дома?

Для удобства мы разделили игрушки на группы:

Игрушки, отображающие реальную жизнь или сюжетные – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, коляски и т. д.

– Для чего нужны эти игрушки? (ответы родителей)

– Конечно же, играя в эти игрушки, малыш отображает реальный мир. Благодаря играм с такими игрушками ребенок познает окружающую его действительность, шаблоны поведения.

Спортивные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, различные массажное оборудование.

– Что развивают эти игрушки? (ответы родителей)

Эти игрушки способствуют развитию двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Дидактические игрушки – разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, логические домики, лабиринты и др.

– Чему учатся дети, играя в них? (ответы родителей)

Дети учатся различать цвет, форму, знакомятся с величиной предметов, занятия с этими игрушками воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

Игровые строительные материалыконструкторы, кубики

Театральные игрушки – куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

– Как вы думаете, какие задачи помогают решить эти виды игрушек? (ответы родителей)

– Конечно, эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль. Также музыкальные игрушки способствуют развитию музыкального слуха.

Так же хочется отметить, что в настоящее время очень актуальны, и востребованы в работе с детьми игровые технологии такие как Лего и технология В. Воскобовича «Сказочный мир игры». Важнейшим принципом игровых технологий является обучение на основе игры, интереса и творчества.

Поэтому замечательно, если дома в игровом уголке будут находиться наборы Lego – duplo, Lego Gigaboc, а также развивающие игры В. Воскобовича: Кораблик «Плюх-плюх», «Брызг-брызг», волшебный квадрат Воскобовича, мини-Коврограф «Ларчик».

Таким образом, приобретая очередную игрушку для своего малыша, не забывайте, что:

  1. Игрушка должна соответствовать возрасту малыша (обычно производители пишут рекомендации на упаковке). Не покупайте двухлетнему сложную разбирающуюся игру, он не справится с ней, сломает и расстроится. И в более взрослом возрасте уже не вернется к ней.
  2. Старайтесь выбирать игры и игрушки, сделанные из натуральных материалов.
  3. Проверьте покупку на прочность. Если она плохо склеена, тонкая и ломкая, ребенок очень быстро ее сломает, вы, родители, будете ругаться, а малыш почувствует себя виноватым.
  4. Поощряйте увлечения ребенка. Если ему нравятся динозавры, покупайте! Очень хорошо, если ребенок чем-то серьезно увлекается.
  5. Дома у мальчиков и девочек должны быть разнообразные игрушки. У мальчиков – не только самолетики, но и нежные мишки, и развивающие конструкторы, и кукольный театр. У девочек – не только куклы, но и машинки.
  6. Игрушка должна быть многофункциональной. У машинки должны открываться двери, сниматься кузов, крутиться руль, чтобы с ней интересно было возиться, а не просто ее катать. Куклу нужно наряжать, хорошо, когда у нее гнутся ручки и ножки, на волосах можно делать прически.

     В заключении хотелось бы сказать: – Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе со своим ребёнком и помогайте ему познать его!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь