Консультация для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности
Дидактические игры для развития психических процессов
Подготовила:
педагог-психолог
Кудрявцева Оксана Викторовна
МАДОУ «ЦРР – ДС № 12»
Г. Шебекино, Белгородской области
Память
Супермаркет.
Цель. Развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.
Пряталки.
Цель. Развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Оборудование: 4-6 пластиковых стаканчиков.
Ход игры.
На глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку. Отвлеките внимание ребенка на 15 секунд. Через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой. Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится. Закреплять можно на прогулке: положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки. Усложнять можно увеличением количества стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.
Карлсон расшалился.
Цель. Развитие зрительной краткосрочной памяти.
Материал: игрушки.
Ход игры.
Поставить на стол 3-4 игрушки. Предложить ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешать игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале. Закреплять такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки. Усложнять можно, если увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.
Запоминай-ка.
Цель. Развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.
Материал: предметные картинки.
Ход игры.
Разложить перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты воспитатель убирает их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз. Можно придумать с ребенком рассказ, в котором будут задействованы все картинки. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог. Это должно помочь. Закреплять можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых журналов. Усложнять можно, если брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше.
Повторяй-ка.
Цель. Развитие зрительной памяти, мелкой моторики.
Материал: карандаш, бумага.
Ход игры.
Нарисовать простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же. Закрепляем можно, меняя узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная. Усложнять можно, если построить дом из кубиков. Основание – куб, стены – кубики разного цвета, призма – крыша. Прикрыть свой дом листом бумаги, а ребенок по памяти построит такой же.
Внимание.
Что слышно?
Цель. Развивать умение быстро сосредоточиваться.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
Слушай хлопки!
Цель. Развивать активное внимание.
Ход игры.
Играющие идут по кругу. Когда воспитатель хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Запомни движения.
Цель. Развивать моторно-слуховую память.
Ход игры.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Кто что делал?
Цель. Развивать наблюдательность.
Четверо играющих, стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Тень.
Цель. Развивать наблюдательность.
Ход игры.
Два ребенка идут по группе, по участку: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который, то сорвет цветок, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки.
Мышление.
Найди варианты.
Цель. Развивать логическое мышление, сообразительность.
Оборудование: карточки с изображением 6 кругов
Ход игры.
Детям дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Волшебник.
Цель. Развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Оборудование: листы с изображением геометрических фигур.
Ход игры.
Детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник: окно, аквариум, дом; круг: мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру.
Собери цветок.
Цель. Развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Оборудование: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые).
Ход работы.
Каждому ребенку выдается круглая карточка – середина будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т.д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Логические концовки.
Цель. Развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Ход игры.
Детям предлагается закончить предложения:
- Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
- Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
- Если два больше одного, то один… (меньше двух).
- Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
- Если правая рука справа, то левая… (слева).
- Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Орнамент.
Цель. Развивать логическое мышление, способность к анализу.
Оборудование: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Ход игры.
Предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».