АКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Мокрецова Алена Николаевна

воспитатель

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №1»

Иркутский р-н., с. Хомутово

АКТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Основная цель дошкольного учреждения, на наш взгляд, – создание условий, раскрывающих индивидуальность ребенка, с учетом его особенностей развития, способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и в будущем. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка, поэтому на первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.[1]

Рекламное сообщение

     Сотрудник Института социологии РАН РФ Наталья Петровна Гришаева предлагает новые технологии социализации ребенка – дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.[1]

     Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом». Другой автор Г.М. Андреева считает, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.[2]

    Н.П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Задачами социального развития дошкольников являются:

     Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

    Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

     Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я – член коллектива», «Я – мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;

    Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

    В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие авторских технологии:

  1. клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится;
  2. ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе;
  3. ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин);
  4. заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог тому, чему дети научились за месяц;
  5. проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми;
  6. дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);
  7. волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;
  8. социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;
  9. развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»);
  10. новые способы и технологии привлечения родителей в жизнь сада.

    Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.[3]

В нашем детском саду внедряется «Клубный час».

    Суть ее заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения. Дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать. И по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Предварительная работа с педагогами:

-творческой группой ДОУ обсуждаются организационные моменты;

-определяется количество групп, участвующих в мероприятии;

-уведомляются все сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, тему «Клубного часа», что они, будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти;

2) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, какие там секции работают, чем занимаются; и как туда добраться.

3) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

     Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

    Непосредственно перед проведением «Клубного часа» детям напоминают правила поведения:

Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Передвигаясь по лестнице, держись за перила.

Возвращайся в группу по сигналу звонка.

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Затем дается инструкция:

    «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

    После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение (круг рефлексии). Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.

Где ребенок был?

Что ему запомнилось?

Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

После проведения каждого «клубного часа» воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:

– что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

– как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей?

– соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?

– какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?

     Социализация дошкольника — это развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, строить взаимодействия с окружающими. Этого можно добиться через разные виды деятельности.[3]

     Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник, а также что немаловажно у детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме, осваивать новые знания и представления.

Использованная литература:

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова. – М.: Речь, 2004. – 272 с.
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
  3. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе// http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь