Суетина Любовь Родионовна
Малахова Любовь Николаевна
Фрезе Ирина Ивановна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
В связи с воспитанием детей с учетом их гендерных особенностей особенно остро встает вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Игра – один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут наблюдать вокруг. Куклы-младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку к жизни хозяйки дома, заботам о семье. Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, считающиеся типичными игрушками для мальчиков, в то же время предоставляют девочке разнообразные возможности, необходимые для нормального разностороннего развития.
Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После того как девочка тщательно обследует интересующий объект или завершит свое дело, она готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам. Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.
Главное в игровой деятельности мальчика дошкольного возраста – воспроизведение ситуаций, свидетелем которых он был. Подражая различным действиям взрослых, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, учится строить взаимоотношения с окружающим миром. Однако без помощи взрослых мальчики еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы. Иногда взрослые могут взять на себя какую-либо роль и демонстрировать ребенку позитивные мужские способы поведения и взаимодействия, подчеркивая их выразительными движениями, мимикой, жестами, интонацией. При этом мальчику необходима эмоционально положительная оценка его игровых действий: «Как хорошо ты водишь машину! Когда ты вырастишь, ты можешь стать замечательным шофером». Подражая взрослому, мальчик дошкольного возраста обычно очень гордится собой.
Об успешности формирования полоролевой идентичности у детей свидетельствует появление специфического (мужского или женского) поведения, речи, направленной на персонажа (куклу, другого ребенка, взрослого), а также парное полоролевое взаимодействие со сверстником своего или противоположного полов.