Гендерное воспитание в детском саду

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1661

Пожидаева Екатерина Анатольевна
Елисеева Лидия Витальевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
г. Старый Оскол

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Гендерное воспитание младших дошкольников в детском саду предполагает целенаправленную и систематическую работу со стороны педагогов. Необходимо отметить, что дети достаточно часто не умеют договариваться между собой в игре; не умеют распределять роли в игре; а также демонстрируют модели поведения, которые не свойственны их полу. Отсюда, педагоги детского сада должны помогать детям в овладении культурой взаимоотношений между полами, расширять их представления о роли женщины и мужчины в обществе, знакомить с моделями поведения, формировать представления о различиях полов.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно, позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

материалы в печатный сборник 

Стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие.

Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

При организации образовательной деятельности педагогу важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей. Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Физкультурой мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности. Это различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков, различие в выборе оборудования в подвижных играх, распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи), акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

В работе по поиску путей и средств гендерного воспитания дошкольников необходимо отметить использование художественной литературы. Народный фольклор является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие ребёнком произведений художественной литературы рассматривают как деятельность,  направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт ребенка. Из этого вытекает необходимость использовать возможности художественной литературы в гендерном воспитании.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Целенаправленное воспитание по гендерному принципу — это совместная работа педагогов и родителей, помогающая вырастить из детей полноценных членов общества, которые с трепетом относятся к семейным ценностям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь