Бабаева Анна Александровна
Полтавцева Валентина Николаевна
Русанова Валентина Ивановна
воспитатели
МАОУ «ОК «Лицей № 3» им. С.П Угаровой»
«ОДО Д/С «Теремок»
Старооскольского городского округа
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Для развёртывания сюжетной игры воспитанникам нужны сюжетообразующие игрушки, которые создают «полную воображаемую ситуацию». Поэтому, при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, мы обращаем огромное внимание на подбор игрового материала и оборудования для игровой деятельности мальчиков и девочек.
С помощью игрушек ребёнок начинает моделировать жизненные ситуации, учится жить по правилам, которые приняты в обществе. Если у ребёнка не будет ориентиров, по которым он сможет определить свою роль в будущем, ему будет сложно общаться с окружающими и находить пути для решения бытовых проблем.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе её название или упаковка. Упаковка игрушки для девочек выполнена обычно в светлых, розовых или пастельных тонах, на коробке можно увидеть изображение девочки. По смыслу они связаны либо с уходом за собой: игрушечная косметика, либо с заботой о ребёнке: куклы-малышки и всякие предметы по уходу за ними, либо с домашними делами: игрушечная посуда, бытовая техника, маленькие кухонные уголки и игрушечная мебель для обустройства комнат.
Игрушки для мальчиков находятся в ярко раскрашенных коробках с изображением играющего мальчика, либо предметами, ясно указывающими на «мальчишичьи» игры: оружие, солдатики, различные виды транспорта, различные конструкторы, кубики. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности, они очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию.
В играх с конструкторами мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, мосты, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.
При построении окружающей игровой среды мы предусматриваем одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии, игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.
Поэтому у нас имеются атрибуты для таких игр как «Ателье», «Продавец», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь», «Кафе», «Повар», «Семья», «Салон красоты».
Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты: смелость, героизм, отвагу, мужские взаимоотношения. Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, т. к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчиков, мы предлагаем сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Спасатели», «Полицейские», «ГИБДД», «Водители», «Гараж», «Автосалон», «Военизированные игры», «Космические полёты».
На выбор, который делает сам ребёнок, может влиять предрасположенность детей. Если девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, её потребительскую пользу, то мальчик лучше понимает и больше интересуется устройством вещей. Девочки не играют сломанной игрушкой, а вот мальчики, прежде чем выбросить её, обязательно воспользуются возможностью ознакомиться с её устройством, испытать её на прочность. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается, а нередко и заканчивается с того, что он лезет внутрь, чтобы посмотреть, как она устроена, так и не поиграв с ней.
Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство, главное, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у нас имеется достаточное количество кукол, колясок, посуды и прочих атрибутов. Так как обычно у девочек лучше развита мелкая моторика, мы предлагаем им больше мелких игрушек, атрибутов к играм, таких как бусы, различные украшения для кукол и обустройства кукольных комнат.
Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому мы не прерываем их игры, а лишь направляем в нужное русло. Этому способствуют игры с правилами на ловкость, меткость: «Мы – спортсмены», «Цирк», «Рыболовецкое судно».
Мы понимаем, что во многом от нас зависит, каким вырастет ребёнок, как в будущем он будет строить свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия быстрого решения, соответствующего его социальной роли, поэтому прилагаем все усилия для гендерного воспитания наших воспитанников.