Луханина Юлия Владимировна
учитель-логопед
Тулинова Татьяна Ивановна
учитель-логопед
Фролова Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа
Гендерный подход имеет давнюю сложившуюся традицию изучения и реализации в мировом педагогическом сообществе. Гендерная парадигма присутствует в форматах многих гуманитарных наук, но для педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности данное направление в современных условиях принятых за последнее десятилетие («Гендерная стратегия РФ» 2004 г., «Стратегия действий в интересах детей» 2012 г., «Стратегия патриотического воспитания» 2014 г.) указывается на необходимость реформирования системы образования с учетом включения гендерно-ориентированных программ, расширяющих потребности и возможности представителей обоих полов для свободного духовного развития, введение гендерных концепций в образовательные стандарты всех уровней.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Современные исследования в области гендерной педагогики выполняются по ряду направлений:
- − изучение проблем и перспектив развития гендерных концептов в условиях стандартизации системы российского образования;
- − разработка социально-педагогических основ гендерной педагогики на всех уровнях образования;
- − разработка вопросов совершенствования образовательного процесса образовательных учреждений на основе внедрения новых гендерных технологий и последних достижений педагогической науки;
- − обеспечения профессиональной подготовки будущих педагогов (учителей, воспитателей, специалистов);
- − разработка проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Имеющиеся в настоящее время фундаментальные и прикладные психолого-педагогические исследования по проблемам пола и гендера в образовании служат достаточно логичным и объективным основанием для оптимизации педагогического процесса с учетом гендерных различий и в системе дошкольного образования.
Гендер и пол являются взаимозависимыми и взаимодополняющими процессами развития личности. «Биологический пол» служит для развивающейся личности базисом конструирования «социального пола» – гендера. Гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания, существенно различаются в разных обществах и культурах.
Глубокое и многоаспектное изучение термина «гендер» оказало влияние и на педагогику, в результате чего появились новые термины «гендерный подход», «гендерная педагогика», «гендерное воспитание». Внедрение «гендерного подхода» в образовательную практику, по мнению Н.Ю. Ерофеевой, приводит к переосмыслению способов и методов подачи учебной информации через призму женского и мужского восприятия, и их ценностного опыта [1, с. 66–73].
Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании предполагает внедрение образовательных программ, направленных на оптимизацию и гармонизацию гендерного паритета на основе учета психофизиологических и социокультурных особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста, их интересов и способов взаимоотношений, уважение к проявлению ребенком своей гендерной идентичности, основанное на том, что различия в поведении определяются не только биологическими особенностями, но и социально-культурными факторами.
Педагогизация гендерного подхода способствовала появлению новой отрасли педагогических знаний, именуемой первоначально «полоролевая педагогика», а затем в процессе уточнения и конкретизации смысловых позиций – «гендерной педагогикой».
В свете современных тенденций обновления теоретических и методологических подходов к отечественному образованию актуальной становится такая стратегия образования, которая обеспечивает широкое внедрение в практику личностно-ориентированных технологий, составным элементом которых является гендерный подход, основанный на уважении права каждого человека быть самим собой независимо от своего биологического пола.
По мнению многих специалистов (социологов, психологов, культурологов и педагогов), переосмысление и генерация новых подходов в гендерном воспитании подрастающего поколения будут востребованы всегда, поскольку мир вокруг нас меняется с потрясающей быстротой. И в этом плане с каждым новым витком развития он становится гораздо сложнее и богаче тех гендерных стереотипов, которые в большинстве случаев по-прежнему служат «якорем» в образовательной деятельности, обусловливая распространенность в нашем обществе во многом уже не соответствующего реальной действительности традиционного подхода в воспитании подрастающего поколения.
Список источников:
- Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики: учебное пособие. Ижевск, 2012. 694 с.
- Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.