Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

0
867

Циценко Валентина Семеновна
воспитатель
Ченцова Светлана Васильевна
 педагог-психолог
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
Г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс.

Среди лексических ошибок выделяются следующие:
1) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
2) подмена названий профессий названиями действий (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет»);
3) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки»);
4) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
1) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»);
2) неправильное согласование числительных с существительными («три медведем», «двух карандаши»);
3) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком»);
4) Ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).

Дидактические игры и задания можно использовать в работе.

материалы в печатный сборник 

Развитие лексики
Игры и задания:
«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь).
«Найди лишний предмет».
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

Развитие грамматического строя речи
1. Развитие словообразования.
С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Шуточная игра «Ехали мы, ехали…» (дифференциация глаголов с приставками).

2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

 

Предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют в течении пребывания ребенка в детском саду, также на логопедических часах, и дома.
С интересом дети воспринимают игры с движением, с мячом, с переходящим предметом.

Приведем примеры наиболее любимых игр наших детей.
«Два брата ИК и ИЩ», «Продолжи предложение» и др.
Предлагаем вашему вниманию видео с некоторыми играми.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь