ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
860

Хоменко Лилия Анатольевна
воспитатель
Базарова Татьяна Михайловна
педагог-психолог
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Для этого в речевые занятия педагоги включают дидактические, пальчиковые, словесные игры, направленные на развитие связной речи. Они помогают закрепить полученные знания, развивают ассоциативное мышление детей, способствуют развитию связной монологической речи.

Большое внимание в младшем дошкольном возрасте педагоги уделяют словесным играм, связанными с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна детям в силу образности речевого оформления, например: «Выпал первый…», «Утром дети…», «Девочка Маша…». Следующее задание, детям предлагается послушать и догадаться, о чем речь: «Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице».

Для развития связной речи у детей младшего возраста используются дидактические игры с применением игрушек: дидактические (матрешки, пирамидки); сюжетные (образные): куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми – мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка.

Во время проведения дидактических игр, педагог проводит дидактические игры с подгруппами детей, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм. Так:

  • – в игре «Магазин» ребенок – покупатель должен описать игрушку, а продавец отгадать, какая это игрушка и продать ее.
  • – в играх «Чего не стало?» и «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные, соответствующие предмету, объекту.
  • – в игре «Что игрушка рассказала о себе» и в игре «Найди ошибку» педагогом выставляется набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Детям предлагается найти ошибку и исправить ее.
  • – в игре «Продолжи рассказ» – вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой, открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Этот вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.
  • – в игре «Закончи сказку по-другому» предлагает детям придумать другой конец сказки «Колобок» по представленной схеме.

Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи детей проводятся в организованной образовательной деятельности детей, на прогулке, во 2-й половине дня, где игровые задания подбираются таким образом, чтобы они способствовали развитию связной речи детей, расширению словаря, развивали умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы по разным признакам.

материалы в печатный сборник 

На прогулке детям очень нравится играть в игру «На что похоже и почему?». Воспитатель задает детям вопрос: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?».  Немножко можно видоизменить данную игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов, например, «Чем лист похож на бумагу? (толщиной, легкостью); А на траву? (цветом); А на каплю? (формой).

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. В работе с детьми воспитатель уделяет им большое внимание.

Стимулирующим фактором для педагогов является интерес детей к играм, так как дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, а значит, работа не прошла даром, а самое главное виден результат работы. В результате планомерной и систематической работы с детьми, по развитию у детей связной речи через дидактические и словесные игры получаем хорошие результаты. Речь детей становится грамматически правильной, увеличивается словарный запас и улучшается звукопроизношение.

 

 

Скачать (PDF, 658KB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь