ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
452

Старжинская Маргарита Анатольевна
Миргородская Лариса Васильевна
воспитатели
Михайлова Н.Н.
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – формирование коммуникативных навыков детей является одной из главных. Дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь развивается постепенно, в зависимости от психологической обстановки, в которой находится ребёнок.

В процессе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

  • -в настоящее время снижен уровень языковой культуры общества, дети слышат неправильную речь и далеко не литературные выражения;
  • -правильное и своевременное речевое развитие дошкольников, благодаря чему воспитанники познают окружающий мир, накапливают знания, овладевают нормами общественного поведения, отстаёт от нормы.

В период дошкольного возраста ребёнок усваивает легче общественно-значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей.

На протяжении  всего периода развития ребёнка существует 3 уровня включения его в социальную сферу общения:

  • -первое – ближайшее семейное окружение;
  • -второе – контактный коллектив ДОУ;
  • -третье – удовлетворение потребности в общении по интересам (дополнительное образование)

Многим детям это удаётся с трудом, часто они передают  своё мнение или отношение к окружающему в чувствах. Поэтому, очень часто обращаемся к игровым упражнениям и этюдам на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике. Упражнения, а также этюды проводим в качестве разминки. Организуя свою работу, пытаемся создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью можно использовать побуждения типа: «Покажи, как…», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…».

материалы в печатный сборник 

Жизнь не стоит на месте, и некоторые интересные моменты, наиболее близкие детям, нашли своё отражение в процессе нашей деятельности. Большую помощь в этом оказывают сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры, потому что они вписываются в любую детскую деятельность. Это и «День рождения», и «Молчок», и «Собака принюхивается». Можно предложить детям прослушать рассказ, и мимикой показать услышанное. Если дети в этом задании затрудняются, сами показываем соответствующие выразительные движения и предлагаем повторить.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание уделяем словесным играм, целью которых является обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

Ценность таких игр («Кто быстрее?», «Пара к паре», «Новая история») проявляется в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

Как показали наблюдения за детьми в группе, нескоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи», характерны для всех детей. Поэтому большую роль в развитии речевой активности отводится изобразительной деятельности, ручному труду. Конструирование, аппликация также могут выступать как основа развития речи дошкольников

Эти виды деятельности дают  возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Можно «забыть» положить лист бумаги, карандаши, чтобы дети были вынуждены сами просить их, т.е. проявлять речевую инициативу. Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета.

Дети занимаются коллективным изготовлением поделок, рисунков – это ставит их перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями других. Использую рисуночные игры: «Моё настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Какой я есть, и каким бы хотел быть»

Старшие дошкольники испытывают потребность делиться своими впечатлениями, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. И хотя такое общение выглядит неорганизованным и хаотичным, оно является свидетельством определённого прогресса в познавательном, личностном и речевом развитии детей.

 Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении с взрослым, именно в этом общении дошкольник очень рано учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается вне ситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении с взрослым речь ребёнка более кратка , свёрнута, чем в общении со сверстником.

Используем  моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаём  путём наглядности, исполнения детьми различных  ролей. Обращаемся к ребёнку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры, побуждая детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть она хочет пойти погулять?», «Узнай у Димы, куда он уезжает?»…

Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью. Задаётся тема и начинается диалог. Ребёнок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребёнка.

Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. При этом учитывается, что из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта. Это разные вопросы: «У кого дома живёт черепаха?», «Кто встречался в лесу с ёжиком?»

Одним из самых эффективных словесных методов является беседа.

Так, беседу о зиме проводим, основываясь на детских впечатлениях о ней. Начав с очень близкого детям – их собственных забав – и развернув картину зимней природы  (после разговора о снеге и его свойствах, естественно, перейдя к вопросу о животных, птицах, об их жизни зимой), дошкольников подводим к теме труда взрослых зимой. При этом наглядно применяем технологию «кластер».

В процессе проделанной работы мы убедились, что организация совместных видов деятельности стимулирует развитие устной речи дошкольников, повышает их самооценку, дает положительные результаты, формирует коммуникативные навыки детей.

 

Список литературы:

  1. Арушанова А. Г. «Развитие диалогического мышления», Москва, Мозаика-Синтез,2005
  2. Максаков А.И., Тумакова Г. А. «Учите, играя», Москва, Просвещение, 2003.
  3. Смирнов Е.О. «Особенности общения с дошкольниками», Москва, Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Сохин Ф.А. «Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников», Воронеж, 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь