- Учить умению при составлении декоративной композиции использовать характерные для хохломской росписи элементы узора и цветовую гамму; основным приемам кистевой росписи; оценивать свои работы и работы сверстников.
- Расширять представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).
- Закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома, совершенствовать свободное владение кончиком кисти; знания о городецкой и дымковской росписи.
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- Развивать устойчивый интерес к прикладному творчеству; мелкую моторику развитию фантазии и наблюдательность.
- Координировать речь детей.
Интеграция образовательных областей.
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование.
Лист бумаги желтого и красного и черного цвета; подставки, салфетки, баночки для воды, кисточки широкие и узкие, гуашь черного, красного, желтого и зеленого цвета; полотно для коллективной работы с жар-птицей; изделия хохломской, городецкой и дымковской росписи; клей, кисточки для клея; ноутбук; столы, стулья; образцы росписей; ватные палочки; доска для рефлексии.
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Прямо захватывает дух!
— Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Здесь представлены предметы декоративно-прикладного творчества жителей России. Но организаторы ярмарки, наверно, плохо разбираются в данном жанре. Они поставили все эти предметы на один стол. Пожалуйста, расставьте все экспонаты на нужные витрины. Назовите роспись, каждых предметов.
Дети расставляют предметы на три стола.
Ответы детей.
— На ярмарке можно научиться изготавливать различные предметы декоративно-прикладного творчества. Для этого юным мастерам можно использовать различные элементы. Здесь представлены образцы различных росписей. Пожалуйста, отнесите их к необходимым экспонатам, и скажите, для какой росписи они предназначены.
Дети расставляют образцы на столы.
Ответы детей.
— Элементов, для какой росписи не хватает?
Ответы детей.
— Давайте подойдем сюда и рассмотрим посуду.
Еще холодная весна,
И кружит-кружит буйный ветер,
А золотая хохлома напоминает нам о лете.
Плывет по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает хохлома
Родную милую сторонку!
— Элементы хохломской росписи расположены на ноутбуке. Прочитайте и скажите, как они называются.
Ответы детей.
Поисковый этап.
— Организаторы ярмарки обеспокоены, что нет образцов хохломской росписи. Ведь могут отключить электричество и молодые мастера ничего не смогут нарисовать. Как мы можем им помочь.
Ответы детей.
— Какой сказочный герой помогает мастерам хохломской росписи?
Ответы детей.
На доску выставляется картинка с жар-птицей.
— Давайте изготовим такую жар-птицу, чтобы она помогала молодым мастерам. Чего не хватает этой птице?
На доску выставляется картинка с элементом жар-птицы.
Ответы детей.
— На каком фоне можно нарисовать элементы хохломской росписи? Какие цвета можно использовать при этом?
Ответы детей.
— Чтобы хвост жар-птицы получился красивым, необходимо нарисовать окантовку. Я хочу сделать ее, синим цветом. Могу я взять эту краску? Почему?
Ответы детей.
— Сейчас вспомним, как можно нарисовать элементы хохломской росписи.
Показ способов действий и выполнения вместе с детьми.
— Работа предстоит вам не простая. Поэтому давайте сделаем разминку, чтобы набраться сил перед работой.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала
Крыльями махала – злато рассыпала.
Руки в стороны, махи
Встряхиваем кисти рук
Головой качала, в стороны качала.
Наклоны головы.
Да, с землицы русской травы собирала.
Наклоны в пол, собираем.
Травы собирала, чаши украшала,
Обводим руками круг.
Мастерство с любовью нам передавала.
Руки к сердцу, руки вперед.
Практический этап.
— Вам предлагаются различные заготовки, выберите любую и приступайте к работе. После окончания работы, нужно намазать клеем полоску с другой стороны заготовки и приклеить ее к телу жар-птицы.
Выполнения детьми работы.
При работе оказывать помощь детям, напоминать об аккуратности в работе.
Рефлексивно-оценочный этап.
— Все ваши работы на месте. Скажите, какие элементы, вам понравились больше всего.
Дети дают оценку своим работам и работам сверстников.
— Посмотрите вокруг себя и вспомните, что мы делали сегодня на занятии. Если вам, что-то понравилось, то возьмите веселую рожицу и приложите ее к доске, скажите, что вы запомнили или, что вам понравилось. Если что-то не понравилось, то возьмите грустную рожицу, приложите ее к доске, и скажите, что не понравилось.
Ответы детей.
— Большое спасибо вам за работу. Давайте вдохнем и на выдохе произнесем слова «дымка», «хохлома», «городец».
Упражнение для снятия напряжения и для развития речевого дыхания по Стрельниковой.
— Сейчас вы наведете порядок на своих местах. Хвост жар-птицы как раз подсохнет, и мы поместим ее к экспонатам ярмарки.