Гендерный поход в организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОО

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
661

Горожанкина Юлия Игоревна
воспитатель
Симонова Людмила Юрьевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Дошкольный возраст – начало развития и становления личности. Именно в этом возрасте начинают формироваться навыки, способности и будущий характер ребенка. Наша задача — создать для ребенка гармоничную, развивающую, эмоционально – комфортную среду.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день актуален. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (пр. № 1155 от 17.10.2013 г.). В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Реализация данных задач невозможна без создания развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное. Гендерная идентификация ребёнка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка», поэтому цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.

Основные задачи построения развивающей предметно-пространственной среды:

  • использование в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерного подхода;
  • формы передачи материала по образовательным направлениям с учетом гендерного подхода;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы играми по гендерному воспитанию дошкольников;
  • расширение знаний родителей по вопросу гендерного воспитания детей в семье и привлечение их к участию в развлечениях, совместных досугах, направленных на гендерное воспитание дошкольников.

Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда является средством развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.
Среда – это пространство, в котором ребенок живет, развивается и формируется как личность, поэтому необходимы определенные условия для ее создания:

– соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
– способствование творческому развитию детей;
– учет интересов и потребностей каждого ребенка;
– обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
– обеспечение самостоятельности деятельности, возможности для исследования;
– внедрение различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
– привлекательность и эстетичность оформления.

материалы в печатный сборник 

Существуют различные маркеры гендерных различий в дошкольном возрасте:

  • дифференцированность меток на шкафах для одежды (для девочек обычно используют изображения цветов, кукол, а для мальчиков – машин, самолетов или нейтральные изображения – солнышко, радугу, овощи);
  • полотенца для вытирания рук двух разных цветов (красные для девочек, синее для мальчиков).
  • покрывала на кроватях для девочек могут быть светлых тонов, а для мальчиков темных;
  • во время приема пищи дети могут пользоваться салфетками разного цвета, для организации дежурств по столовой можно использовать фартуки разного цвета.
    Дифференциация гендерного подхода должна присутствовать во всем образовательном пространстве группы:
  • в центре изобразительной деятельности выставлены ножницы в стаканы разного цвета, существуют раскраски для мальчиков и для девочек, альбомы с разными картинками соответственно гендерной принадлежности детей;
  • дидактические игры: «Дом добрых дел», «Подбери аксессуары», «Отгадай профессию», «Кто, что носит»;
  • в спортивном центре присутствуют атрибуты к подвижным играм для мальчиков и для девочек, гимнастические ленты, детские гантели, мячи разных цветов, мешочки для метания разного веса.

При подборе материалов можно привлекать детей к созданию маркеров игрового пространства. С девочками можно обсудить обстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками продумать расположение деревянного крупного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность и убирает его по окончанию игры.

Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в этом вопросе. Для повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания можно разработать папки-передвижки «Как воспитывать мальчика?», «Как воспитывать девочку?».

Таким образом, создавая развивающую предметно – пространственную среду как стимул всестороннего развития детей дошкольного возраста, мы заботимся прежде всего о том, чтобы нашим детям было уютно, комфортно, безопасно, чтобы они могли удовлетворить свои потребности в познании, в общении, в движении, а организованная развивающая предметно-пространственная среда с учетом гендерных признаком способствует преодолению разобщенности между мальчиками и девочками в организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Проблема гендерного воспитания остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному воспитанию в ДОО можно добиться успеха в развитии личности каждого ребенка.

Самые дорогие люди в нашей жизни – дети и от того, что мы заложим в них с детства, какие дадим знания, какие сформируем умения и создадим условия для развития зависит их дальнейшая жизнь.

Список литературы:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2012.
3. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2014.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь