Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе на основе гендерного подхода

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1202

Зерщикова Инна Владимировна
Черноусова Людмила Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
город Старый Оскол

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Главным условием гендерного воспитания детей является полифункциональная предметно-пространственная развивающая среда. Она стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского или женского образа.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

С учетом гендерного воспитания создается развивающая среда в группе, разделяющаяся визуально для игр мальчиков и девочек, с подбором игрушек, исходя из особенностей, присущих своему гендеру. В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В игровом помещении группы выделены специально оборудованные игровые зоны – два мира: мужественности и женственности.

Зонирование пространства группы не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно, также есть место для совместных игр и взаимообщения, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения. В мире мужественности созданы условия для таких игр как: «Автомастерская», «Полицейские», «Строители» и другие. Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, мы делаем акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

В женском мире – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Дифференциация присутствует во всем образовательном пространстве группы. В уголке изобразительной деятельности выставлены кисти в стаканы разного цвета, представлены раскраски для мальчиков и для девочек, альбомы с разными картинками соответственно гендерной принадлежности детей.

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности помогает область дидактических игр: «Девочки и мальчики» (формирование умения называть качества характерные для девочек, мальчиков), «Дом добрых дел» (формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям), «Имена» (формировать у детей представление о мужских и женских именах), «Отгадай профессию» (учить умению разделять профессии на мужские и женские.

материалы в печатный сборник 

В физкультурном уголке присутствуют атрибуты к подвижным играм для мальчиков и для девочек, гимнастические ленты, детские гантели, мячи и флажки разных цветов, мешочки для метания разного веса и т. д.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания, например, распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)

В ходе музыкальных занятий происходит формирование поло-ролевого поведения детей. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о гендерных особенностях каждого пола.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы. К примеру: девочки наводят порядок, в игровом уголке, а мальчики – расставляют стульчики.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

 

Скачать (PDF, 4.37MB)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь