Гендерный подход в организации подвижных игр для детей ОВЗ (старший дошкольный возраст)

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
653

Шеина Людмила Ивановна
инструктор по физической культуре
Вопельник Олеся Михайловна
учитель логопед
Фомина Елена Николаевна
Онищенко Елена Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

Во все времена игра была (и до сих пор остается) любимым занятием каждого ребенка. Игра- это способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Она отражает особенности мышления и воображения ребенка, в ней проявляются его эмоциональность, потребность в общении. Очень важно, тем не менее, обращать внимание на гендерные различия в выборе той или иной игры для ребенка.

Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых ребятишек. Игры приучают детей с ОВЗ к дисциплине, воспитывают у них чувство справедливости, умение контролировать свое поведение. Важное место отводится подвижным играм. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Эти игры отличаются не только богатством и многообразием движений, но и свободой их применения в разных ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Данные игры также способствуют развитию речи, памяти, мышления, воображения. Ребята запоминают правила, учатся правильно проговаривать слова, вести себя в соответствии с ролью, осознанно действовать в изменившейся ситуации, анализировать поступки – свои и товарищей, овладевают пространственной терминологией.

Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. У детей ОВЗ недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Прежде, чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнения с предметом, он должен заранее познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания педагога. Каждый ребенок, вовлекаясь в игру, выполняет посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

материалы в печатный сборник 

Подвижные игры проводятся по следующему алгоритму: сбор детей на игру;создание интереса к игре; организация играющих, объяснение игры; определение ведущего; проведение игры; окончание игры и подведение итогов

В каждой игре есть свои наиболее существенные стороны, помогающие развитию у детей тех или иных навыков и качеств.

Существуют разные классификации подвижных игр: по возрасту; по степени подвижности ребенка (игры с малой, средней, большой подвижностью);по видам движений (с бегом, с метанием и пр.); по содержанию (игры с правилами и спортивные игры).

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию игры, построенные с учетом гендерных различий для детей с ОВЗ. Данные игры способствуют развитию ощущения принадлежности к тому или другому полу и развитию речи детей.

Комплекс подвижных игр, игр-эстафет ориентированных на мальчиков старшего дошкольного возраста.

Цель: развивать речь детей, силу, скорость, выносливость, ловкость; удовлетворять потребности мальчиков соревноваться и побеждать.

Игра «Игрушки мальчиков»

Описание игры: играющие мальчики становятся в круг. Инструктор становится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.

Игра «Такси»

Описание игры: мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры – девочки. Девочки «садятся в машину» (берутся руками за обруч) и «едут» в магазин, парикмахерскую и т. д.

Игра «Меткий футболист»

Описание игры: в начерченный на земле круг ставят мяч, в 6 шагах от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак. Игрок поворачивается кругом на 360 градусов, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой.

Эстафеты:

«Гонки»

Описание: мальчики становятся в две колонны друг за другом, держа санки за веревку. Впереди на расстоянии 10 м ставят кеглю. По сигналу воспитателя дети везут санки до кегли, огибают ее и возвращаются на свое место, отдают санки следующему. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

«Кто первый»

Описание: мальчики, стоя на санках, отталкиваются лыжными палками, чтобы быстрее доехать до определенного места и вернуться назад. Кто вперед выполнит это задание, тот и победит.

«Гонки на санках»

Описание:на каждые санки садится по трое мальчиков. Они передвигаются вперед до определенного места, отталкиваясь ногами от снега. Побеждает та команда мальчиков, которая раньше всех достигнет линии финиша.

«Черепахи»

Описание: мальчики по двое садятся на санки спиной друг к другу. По сигналу инструктора, они отталкиваются ногами, стараясь как можно быстрее проехать расстояние в 10 м до флажка. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Проведи мяч»

Описание: мальчики становятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу .Вдоль площадки параллельно друг другу ставятся кубики (5–6 штук) на расстоянии 1,5 м. По сигналу инструктора первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут два-три предмета, в игру включаются следующие ребята и т. д. Каждый выполнивший задание встает в конец своей колонны.

«Эстафета кузнечиков»

Описание: две-три команды строятся в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера прыжками преодолевают установленную дистанцию в 10–15 м туда и обратно, обязательно заступая за черту на противоположной стороне площадки. Как только первый участник, приземлившись за стартовой чертой, коснется рукой следующего участника, тот начинает прыжки и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. В эстафете могут выполняться следующие задания: прыжки на двух ногах, прыжки на правой ноге, прыжки на левой ноге, туда – на правой ноге, оттуда – на левой или наоборот.

Комплекс подвижных игр, игр-эстафет ориентированных на девочек старшего дошкольного возраста.

Цель: развивать речь, ловкость, гибкость, пластику, грациозность.

«Повторяй за мной» (со скакалкой)

Описание игры: участницы игры встают в круг, разомкнувшись на вытянутые руки. В середину выходит наиболее умелая и изобретательная прыгунья. Ведущая прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их. Остальные должны, не останавливаясь повторять ее движения с максимальной точностью. Сделавший ошибку, выбывает из игры или получает штрафное очко.

«Не задень веревочку»

Описание игры: девочки размещаются по площадке в произвольном порядке. Двое детей держат натянутую длинную (2-3 см.) веревочку на высоте 20-22 см. и ходят вдоль площадки вперед назад. Остальные играющие девочки свободно бегают по площадке и перепрыгивают через веревочку. В конце отмечаются девочки, которые ни разу не задели веревку во время прыжков.

«Удочка» (со скакалкой)

Описание игры:все играющие девочки становятся в круг, а водящая в середине с веревочкой в руках. Она вращает скакалку, делая круг за кругом под ногами играющих. Та девочка, которая заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывшая девочка, которая была водящей, занимает её место.

«Аисты»

Описание игры: по кругу раскладываются обручи-гнезда, в которых стоят девочки-аисты на одной ноге. Водящая – аист без гнезда скачет внутри круга со словами:

Поскорей скажите, кто
Занял тут мое гнездо?..
Вот оно!

С последними словами она впрыгивает в любое гнездо. Хозяйка гнезда и бездомный аист обегают круг извне, и та, которая первой занимает гнездо, остается в нем. Вторая становится водящей.

«Усни – трава»

Описание игры: Текстовое сопровождение игры – стихотворение

И. Токмаковой.

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни трава
Знает сонные слова.
Как шепнет она слова,
Сразу никнет голова.

На площадке расположены обручи-домики, в которых стоят играющие. Девочка-«сова», выбранная по считалке, стоит в стороне, в руках у нее «усни-трава» (пучок лент, вырезанных из бумаги или скрепленные вместе зеленые ленты). После того как дети дочитают стихотворение, сова взмахивает пучком со словами: «Глазки закрывайте, голову склоняйте!» Играющие закрывают глаза, принимая любую позу засыпающего. Сова проходит около спящих и перед каждым хлопает в ладоши. Проснувшийся выходит из обруча и идет за совой в след след, повторяя её движения. Когда все играющие выйдут из своих домиков, сова хлопает 2 раза, после чего все дети и сама сова бросаются занимать домики. Оставшаяся без домика девочка становится совой. Игра возобновляется.

«Забегалы» (со скакалкой)

Описание игры: составляется 2 команды девочек по 3-5 человека. Двое крутят веревку, стоя в 4-5 шагах друг от друга. По сигналу игроки одной команды, затем второй поочередно пробегают под вращающейся скакалкой и выстраиваются на противоположной стороне площадки. Выигрывает команда, выполнившая задание 2-3 раза с наименьшим количеством ошибок

Таким образом, с помощью подвижных игр можно формировать, гендерную идентичность, привить способность слушать и выполнять правила, научить выбирать игру и ведущего в ней, распределять роли, развивать речь детей. А организация поэтапного руководства подвижной игрой может обеспечить эффективность её использования в воспитании гендерной идентичности детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Новосёлова, С.Л. Игры и их классификация. // Источник Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования – Вологда, 2001 – 21-35 с.
  2. Подольская, Е.И. Занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет – М.:УЧИТЕЛЬ, 2014 – 183 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь