ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
1672

Константинова Юлия Валериевна
Грачева Лада Владимировна
Холхунова Карина Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскоольского городского округа

Главная цель гендерного воспитания – формирование ценностного отношения личности дошкольника к себе как к носителю гендерной информации, к представителям разных полов, исполняющих различные социальные функции в зависимости от разнообразных условий.

Под «гендером» подразумевается социальный пол ребенка, формируемый в процессе воспитания дошкольника и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Гендерный подход в образовании – это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по – новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы.

Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я- девочка, я – мальчик, и так будет всегда».

Обращение к гендерному вопросу в воспитании детей возникает из-за существования ряда проблем:

  • – понижения уровня здоровья мальчиков и девочек;
  • – притупление и потеря чувства гендерной принадлежности;
  • – повышение неадекватных форм поведения среди молодежи.
материалы в печатный сборник 

Разнополое воспитание в детском саду во многом основывается на личных качествах конкретного ребенка и зависит от примеров поведения женщин и мужчин, которые малыш постоянно наблюдает в семье. Многие родители называют этот воспитательный аспект и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль.

Целенаправленное же гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, значительно повлияет на развитие ребенка. А также будет способствовать развитию у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые обеспечат им успешность в современном обществе.

Сейчас многие дети воспринимают свой пол с неправильным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома и в саду, в поликлинике. на детской площадке, в гостях. Наблюдая за малышами можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, доброты, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Поэтому гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень важен и даже необходим.

Инструментом гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок». Педагог и дети совместно создают предметы развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Они вместе определяют разнообразную творческую деятельность (игры, конструирование, наблюдения, опыты, развлечения, праздники). В данном процессе уместно обратить внимание на половые различия детей и совместно с детьми распределить задания для мальчиков и для девочек.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.

В трудовом воспитании так же необходимо сделать акцент на гендерной принадлежности ребенка. Нужно разъяснить детям особенности труда мужчин и женщин, распределить повседневные обязанности для мальчиков и для девочек. Обязательно необходимо рассказать детям и об общих трудовых задачах.

Средства для реализации технологий включают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т. д. В совокупности они способствуют овладению опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Фольклор – одно из действенных ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.

Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно-ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы.

Формы организации – игровая деятельность, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс гендерного воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.

Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в ДОУ значительно увеличивает эффективность воспитательной работы как для девочек, так и для мальчиков.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь