ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Грицких Елена Александровна, воспитатель
Пискарева Кристина Николаевна, воспитатель
Иванова Оксана Викторовна, инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Воспитание дело трудное и улучшение
его условий – одна из священных обязанностей каждого
человека, ибо нет ничего более важного
как образование самого себя и своих близких.
Сократ

Актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста является проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом. Социальные изменения, которые происходят в современном обществе, привели к изменению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла за собой смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

В связи с перечисленными изменениями меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Рассматривая, исследования учёных по данной проблеме (О.А. Воронина, Д. Еремеева, И.С. Кон, В. Попова, Т.А. Репиной, А.Г. Хрипкова и др.) мы выявили, что высокий уровень осознания женского и мужского начала не является гарантией социального и психологического благополучия человека [2, с. 66].

В соответствии с определением организации объединенных наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века.

Рекламное сообщение

Гендерные аспекты детства раскрываются в исследованиях многих специалистов: И.С. Кон, Т.А. Репина, В.Е. Коган. Но исследования гендерного воспитания детей дошкольного возраста единичны [3].

В развитии личности человека большое значение отводится периоду дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте формируются важнейшие качества личности, задатки и способности. Уже к трем – четырем годам происходит половая идентификация ребенка, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение и т.п). Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системой воспитания, которая не отводит места социализации мальчиков и девочек.

Возрождая равноправие и «равно» – ответственность мужского и женского воспитания в семье, родители непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Для успешного решения проблемы необходимо организовать системную и научно обоснованную поддержку гендерной идентичности в семье.

В современных условиях именно дошкольное учреждение может взять на себя решение этой задачи.

Разработка и реализация модели взаимодействия семьи и детского сада, должна решить не только проблему активного вовлечения семьи в воспитательный процесс. Создание модели должно способствовать возрождению мужского и женского воспитания в семье, распределение равных обязанностей и ответственности родителей в развитии своего ребенка.

Игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому, усвоение детьми гендерного поведения происходит в игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой и режиссерской игре, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения.

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, обязательно осуществляется руководство над содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, ребенок включается в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину [4].

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Создавая условия для игр детей, учитываются следующие закономерности: девочки играют в ограниченном пространстве, поэтому им достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой; мальчикам наоборот – необходимо более большее пространство. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей выступает преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

Наиболее востребованными сюжетами у детей дошкольного возраста являются такие игры как «Автомастерская», «МЧС», «Пожарные», «Путешественники», Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и др. Необходимо создавать условия для сюжетно-ролевой игры где и мальчики, и девочки могут реализовать свои гендерные особенности. Такие условия создаются через атрибуты, дидактические игры, где мальчики наравне с девочками, могут видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи.

Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для формирования гендерной принадлежности и успешного развития личности в будущем, и у девочек, и у мальчиков необходимо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Именно дошкольный возраст является сенситивным в отношении усвоения моделей полоролевого поведения, а игровая деятельность выступает эффективным средством гендерного воспитания.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009.
  2. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С.65-69.
  3. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / «Дошкольное воспитание». 2003. №12 с.44–52.
  4. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгера «Развитие». – М., 2000.
  5. Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5 -7 лет. Творческий центр. – М.,2010.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь