Белокопытова Светлана Алексеевна,
учитель-логопед,
Климовец Олеся Сергеевна,
воспитатель,
Летова Валентина Ивановна,
воспитатель,
Холостых Ольга Алексеевна,
воспитатель
МБДОУ ДС № 5 «Незабудка»
В настоящее время увеличилось число дошкольников с различными нарушениями речи. Дети с ОНР испытывают трудности при обучении чтению и письму. Одним из подходов к развитию речи дошкольников, является гендерный подход. С его помощью изучается развитие речи и девочек и мальчиков, что имеет большое значение в подготовке к школе.
Дошкольный возраст – это этап активного познания ребенком общеразговорного языка, формирования и развития всех сторон языка.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Игровая деятельность является приоритетной формой в работе над развитием речи дошкольников. В дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность.
Значимость результата нужного уровня, развития всех сторон речи у дошкольника обусловлена передачей ребенку возможности полномерно использовать речь как средства общения со сверстниками и взрослыми.
Во время игровой деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Через игру ребенок учится коммуницировать со сверстниками, выражать свои мысли и чувства, демонстрировать свои способности.
Речь девочек предметна, слабо компенсирована, в ней преобладает аффективный компонент. Речь мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она динамична и носит объяснительный характер, однако в меньшей степени соответствует нормам использования лексических единиц.
При организации игр важно создать условия, в которых дети смогут взаимодействовать, с учетом гендерных характеристик. Девочки берут на себя женские роли, а мальчики мужские.
Важную роль играет подбор материала, ролевая символика для того, чтобы заинтересовать детей и распределить роли с учетом полоролевых особенностей. В процессе игры девочки чаще всего копируют поведение мамы, а мальчики – папы.
Обучение и воспитание дошкольников в детском саду с учетом гендерного подхода предусматривает разнообразные способы предоставления информации в образовательном процессе. На занятиях с детьми ОНР, используются разнообразные формы и методы.
Особое значение в воспитании дошкольников отводится сюжетно-ролевым играм, в них дети очень часто копируют поведение взрослых. В игре дети выполняют разнообразие социальные функции, воспроизводят, играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, отражая трудовую деятельность бабушек и дедушек, мам и пап, девочек и мальчиков.
В игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, дошкольники принимают на себя роль и действуют в соответствии с принятой ролью. Во время игры можно увидеть, как различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка определенных поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, тихие, а мальчики шумные, наполненные движениями. Например, мальчиков: «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Космонавты», «Строители». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный уголок».
Игры-состязания, стимулирующие познавательную активность: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?».
В группе создаются условия, способствующие гендерной социализации детей. Посредством внедрения гендерных игр в деятельность детей, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.
Дошкольники перевоплощаются в игре. Они преодолевают трудности в общении, свободно общаются с другими детьми, раскрывая свои творческие способности – дети меняют темп, интонацию, развивают выразительность своей речи.
- Горошко Е.И., Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике сегодня //Гендерные исследования. Харьков. – №2, 1997. – С.234-241.
- Гильманова Л.К. Использование гендерного подхода в развитии речи детей в дошкольном учреждении.
- Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общественные науки и современность, 2002, №3.