Создание условий для формирования гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Мелентьева Лариса Ивановна
Полевская Дина Вячеславовна
воспитатели
МБДОУ детского сада № 24 «Березка»
Старооскольского городского округа

У ребенка 2-3 лет не так ярко выражены поведенческие особенности мальчика и девочки, но, тем не менее, и в этом возрасте необходимо создавать определенные условия для формирования гендерной идентичности.

Основной вид деятельности малыша – это игра. Дети в этом возрасте предпочитают играть один на один с игрушкой, иногда с педагогом. Другие дети редко рассматриваются в роли партнера. Поэтому взаимоотношения с другими детьми возникают по поводу игрушек, но не совместной игры с ней, а разделение: кому с ней играть. Вокруг много игрушек, но ребенку нужна именно эта, которую взял уже другой ребенок. Призывы взрослых играть вместе бесполезны, здесь необходимо переключить внимание малыша на другую игрушку, которая на взгляд педагога более привлекательная, красивая, интересная… Это один из поводов в налаживании между детьми доброжелательных отношений. Именно педагог своим примером, своими действиями показывает образец правильного поведения между детьми во время игры, вовлекая в совместные игровые действия других малышей. Когда объединение играющих произошло, можно отойти в сторону, но не выпускать их из вида и прийти на помощь в случае возникновения конфликтной ситуации. В случае возникновения ссоры между мальчиком и девочкой из-за игрушки, не следует выдвигать в виде аргумента половую принадлежность девочки: «Отдай игрушку Кате, она же девочка! А девочкам следует уступать!» Как ни парадоксально в этом случае у мальчика сложится негативное отношение к девочкам, из-за которых его лишают интересной игрушки, а у девочки – вседозволенность, девочкам все можно. Это может произойти потому, что у детей младшего возраста еще не заложен фундамент адекватной гендерной идентичности.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Процесс первичной половой принадлежности ассоциируется у малышей с одеждой, прической. Поэтому для создания привлекательного образа мальчиков и девочек проводятся дидактические и сюжетные игры

«Оденем Катю на прогулку» «Оденем Мишу на прогулку», к сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Юру спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой, одетой по сезону в приемной появляется кукла – мальчик. Постепенно оборудуются игровые зоны для девочек и для мальчиков. Но при этом не возбраняется мальчикам играть у девочек и девочкам у мальчиков. Сюжетно-ролевая игра «Семья» объединит детей и даст первые знания о социальных ролях. Педагог советует «маме» отправить гулять свою дочку – куклу со старшей дочкой или с бабушкой (девочками), с папой (мальчиком), а самой в это время сварить обед, постирать. В этом возрасте в игру «Семья» привлекаются и мальчики. Педагог принимает участие в игре, взяв на себя одну из ролей, дети в последующих играх будут подражать ее действиям.

Объединению всех детей группы способствуют игра «День рождения куклы Маши», позволяющая попеть, потанцевать всем вместе, игра «Автобус» активизирует познавательную деятельность на остановках автобуса, игра «Магазин игрушек» выявляет игровые интересы малышей.

Рекламное сообщение     

Посредством дидактической игры «Подбери инструмент для работника», дети узнают о профессиях мужчин и женщин. В процессе сюжетной игровой деятельности «Дочки – матери», «Угостим гостей чаем», «Больница», дети постигают культуру поведения мальчиков и девочек, будущих мужчин и женщин.

Создание развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает бесконфликтное общение всех детей, позволяет не только удовлетворить потребность в двигательной активности мальчиков, но и позволит уединиться для спокойных игр вдвоем или побыть одному рядом с фотографией родителей.

Без объединения усилий родителей и педагогов невозможно сформировать гендерную идентичность у дошкольников. Посредством консультаций, рекомендаций и памяток родители обогащают свои знания о воспитании мальчиков и девочек, при этом педагоги делают акцент на то, что в первую очередь ребенок опирается на пример своих родителей. Именно в домашних условиях малыши знакомятся с обязанностями женщин и мужчин в семье, в обществе. Поведение мамы и папы, бабушки и дедушки дополняют теоретические знания практическими умениями.

Постепенно и последовательно малыши погружаются и познают мир, условно разделенный на мужской и женский и поднимаясь по возрастной лестнице принимают на себя уже полновесно эти роли.

Литература:

1.Доронова Т. Н.Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

  1. Еремеева В. Д.Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному.- Издательство: «Учебная литература», 2008. – 160 с.
  2. Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.
  3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: “АРКТИ”, 2006. – 88 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь