Гендерное воспитание ребенка-дошкольника через игровую деятельность

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Ползикова Анна Алексеевна
Татаринова Елена Михайловна
Токмачева Нина Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа

На современном этапе перед педагогами наряду с традиционными проблемами возникают и новые, которые не были знакомы педагогам и родителям 100–150 лет назад. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. А женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Отсюда вытекает новая проблема для педагогов: актуальность полоролевого воспитания у детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Поэтому создание полоролевой предметной среды является важной частью. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения. Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы обязательно осуществляем руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, включаем ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Создавая условия для игр детей, мы учли следующую закономерность: Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот — необходимо более большее пространство.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. При проведении работы по воспитанию старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей, мы обращаем внимание на: а. привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения. Когда у игрушек привлекательный вид, детей легче побуждать к выражению чувств и отношению к игрушке: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза: б. на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери: процесс одевания и раздевания кукол, мягких игрушек дети представляют, как то, с чем сталкиваются постоянно в собственной жизни. в. на наличие атрибутики и маркеров пространства группы с учётом гендерного подхода мы широко используем простейшие маркеры гендерных различий: − Дифференцировали на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; − Разработали экран настроения с изображением девочек и мальчиков; − В группах на дверцах в туалетной комнате имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить кабины для девочек и мальчиков. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Наиболее востребованными сюжетами у детей нашей группы являются такие игры: «Автомастерская», «МЧС», «Пожарные», «Путешественники» и др. так как мальчики в нашей группе по количеству превышают девочек. В связи с этим мы создали условия для сюжетно-ролевой игры, где мальчики могут реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» мы создаём условия через атрибуты, дидактические игры, где мальчики наравне с девочками, могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи. В игре «Кафе» на ряду с такими атрибутами, как: пирожное, мороженное, молочные коктейли, соки, мы предлагаем фартуки с рюшами для девочек и более строгие модели фартуков для мальчиков.

В игре «Парикмахерская» мы создали атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с причёсками для мальчиков и девочек, предусмотрели наличие инструментов для создания мужских и женских причёсок и др.

материалы в печатный сборник 

Для игр «Поликлиника» и «Больница» мы изготовили с детьми атрибуты для узких специалистов: окулист, хирург, рентгенолог, стоматолог, лор, где роли врачей могут выполнять как девочки, так и мальчики.

В игре «Магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут выступать в роли охранника, кассира-продавца меняя детали костюма: кепка, бейджик, жилет и др. В процессе сюжетно-ролевой игры, дети могут конструировать для игры необходимые предметы и атрибуты. Модель педагогического процесса выстраивается так, что в процессе игровой деятельности мальчиков и девочек мы используем дифференцированный подход. При организации и проведении игры учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам предлагаются в игре решения типовых и шаблонных задач: готовые выкройки для одежды кукол и шаблоны моделей одежды, шаблоны причёсок для «Парикмахерской», ценники, чеки, деньги для игры в «Магазин», медицинские карты, талоны к врачу к игре «Больница», меню для игры «Кафе», обувь, одежда для кукол к игре «Магазин», аккуратно сложенные пелёнки к игре «Семья».

Мальчикам предлагаются игры, ориентированные на поисковую деятельность. Игра «Путешествие», где ребёнок проявляет конструктивные и изобретательские способности (собирает бинокль, сам по карте составляет маршрут своего путешествия, разбивает палатку, погружается на морское дно, ведёт переговоры по средствам рации, телефона, компьютера, сигналов), в которой ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.

В игре «Фотограф» ребёнок реализует себя как творческая личность, составляя позы детей, добавляя детали (шляпы, бусы, усы, улыбки, различные гримасы и др.), создавая портреты в разных образах. В игре «Лаборатория» дети, используя свои знания и умения развивают поисковую деятельность: этапы развития растений и человека, животных и птиц, строение цветка, свойства воды, песка, глины проводя элементарные опыты. Процесс обогащения игры происходит даже посредством переодевания кукол и мягких игрушек, и если, в начале игры ребенок просто копирует действия взрослых, то в процессе усложнения (преобразования) он начинает позиционировать себя и примерять на себя роли: «Я -мать, отец, бабушка, дедушка и т. п. Воспроизводя подобные действия ребенок не только получает опыт, но и осознание того, что на каждого человека возложены обязательства. Кроме того, когда у игрушек привлекательный вид, гораздо быстрее у детей, как мальчиков, так и девочек проявляется чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

 

Скачать (PDF, 1.1MB)

 

Список литературы:

  1. Асмолова А. Т. Психология личности. М., 1983.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.
  3. Бреслов Г. М., Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
  4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
  5. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.
  6. Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь