ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Самсонова Наталия Васильевна
инструктор по физической культуре
Гензе Надежда Ивановна,
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Гогохия Инга Нодарьевна
педагог-психолог
МАОУ «ОК «Лицей №3 имени С.П. Угаровой»
Старооскольский городской округ

Гендерное воспитание – это процесс развития в ребенке качеств и навыков, которые характерны для его пола. Важность гендерного подхода в дошкольном учреждении заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».

В процессе развития ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает, как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я», изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов, психологов, так и родителей.

Дошкольное учреждение по вопросу гендерного воспитания ставит перед собой следующие задачи:

– развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;

Рекламное сообщение     

– закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;

– развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.);

– взаимодействовать с родителями по формированию гендерной идентичности у своего ребенка.

Особое внимание гендерному подходу уделяется в физическом воспитании детей. Традиционная система физического воспитания, определяемая «Программой воспитания и обучения в детском саду», не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек. Вопрос о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями не имеет однозначного решения. Большинство исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т.п., – до конца не определено. Целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

  1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
  2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т.п.
  3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Указанные направления мною реализуются на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек. Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями я веду по таким направлениям, как: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния. Для организации и проведения физкультурных занятий я использую следующие варианты двигательной деятельности:

I блок – занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.

II блок – занятие по подгруппам (мальчики и девочки).

III блок – «интегрированный вариант» проведения занятия.

Первый вариант занятий имеет свои разновидности. Например, в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы. Это разделение на подгруппы осуществляется уже со 2 младшей группы. Например, девочкам предлагается прокатывать мяч в прямом направлении толкая мяч руками, а мальчикам футбольный вариант – бить по мячу ногой.

Все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку. Также в ОРУ учитываются эстетические предпочтения мальчиков и девочек в выборе цвета предметов для выполнения упражнений (девочки предпочитают розовые, фиолетовые ленты, мальчики – синие, оранжевые, зеленые)

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер. Такие тематические занятия проводятся совместно с родителями. Это 23 февраля, где девочкам отводится роль болельщиц за команду мальчиков своей группы. Мальчикам предлагается выполнять роль бойца: разведчика, моряка, пограничника. Подобраны игры-аттракционы, которые дети выполняют совместно с папами: «Минное поле», «Война войной, а обед по расписанию» и др. На тематических занятиях, посвященных 8 марта, Дню матери, больше внимания уделяется заданиям для девочек: нарядить маму, помочь развесить белье и т.д.

Таким образом, уже с дошкольного возраста, педагоги должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Скачать (PDF, 1.53MB)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь