Бобрицких Вера Ивановна
воспитатель
Муштатова Ольга Александровна
старший воспитатель
Болтенкова Елена Геннадиевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.
К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.
Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений. Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной тендерной идентичности. С. Бем предполагает, что на протяжении первых 6-7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений женственности и мужественности.
Берн Ш. описывает четыре стадии становления тендерной идентичности ребенка:
- «гендерная идентификация» – отнесение себя к тому или иному полу;
- «гендерная константность» – понимание того, что тендер неизменен; дифференциальное подражание: мальчики – обычно поведению мужчин, девочки – поведению женщин;
- «гендерная саморегуляция» – ребенок сам контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе».
Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и занятиях, присущих мужчинам и женщинам.
Наиболее влиятельным институтом социализации в дошкольном возрасте является семья. Формирование гендерной идентичности ребенка определяет тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и детско-родительских взаимоотношений, тендерные характеристики родителей, включая их идентичность и тендерные стереотипы и установки.
«В процессе воспитания семья внедряет в сознание детей тендерные нормы и создает представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то есть стереотипизирует сознание ребенка.
В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущее взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.
Значительное место в полоролевом воспитании принадлежит сюжетно-ролевым играм, в которых дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, отражая трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
С детьми мы играем в следующие сюжетно-ролевые игры:
— Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения»
— Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница), транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, строительство, колхоз, армия);
— Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);
— Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение;
— «Режиссерские» игры. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).
Творческие игры — игры придуманные детьми, в играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны: тема, замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры с правилами — группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми, в них заранее установлена определённая последовательность действий.
В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу.
Половая принадлежность детей сказывается и на выборе игрушек. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку, а девочка – куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, считают психологи. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.
В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные. Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью. Игры девочек происходят в ограниченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят разрешения.
В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А.А. Чекалина, «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола».
Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их? Мы считаем, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:
-детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;
пусть мальчик играет в «дочки-матери: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле; игра – средство изучения индивидуальности ребенка формирования его умений и навыков важно учить детей играть различные положительные роли;
в игре важно сделать акцент на то что мальчик – это будущий папа, а девочка – мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками игра в «казаков-разбойников»; другое дело если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» – с ними нужна особая работа педагога или психолога.
В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие:
пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка – постоять за себя, проявлять активность;
Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы. В дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» – я была «медсестрой».
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:
на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Но семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста, но, по мнению И.О. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху». В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.
Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, когда большинство родителей не имеет специального образования и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.
Мы установили, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях; о роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье; о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Мы предлагаем информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме.
В заключение подчеркнем, что, несмотря на то, что мальчики и девочки во многом отличаются друг от друга, диапазон индивидуальных различий намного превосходит диапазон гендерных различий, которые в большей своей части обусловлены социокультурными факторами, то есть влиянием социума и культурных традиций, в которых проживает и воспитывается ребенок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Донцов А.И., Cаркисян Ш.В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4.с.38-49.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений. -М; Линка-Пресс,2009.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по – разному. Самара. Учебная литература,2005
- Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет// Вопросы психологии.2000. №2. с. 65-69.