Мортина Светлана Анатольевна
Кривошеева Татьяна Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
секция – 5.«Дефицит общения – проблема развития речи»
Развитие речи, обучение дошкольников родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой их к школе. Способность выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности являются необходимой предпосылкой не только взаимопонимания между ребенком и окружающим, но и успеха будущего школьного образования [1, с. 114]).
К сожалению, не все родители знают, что недостаточно развитая детская речь – основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными. Неумение четко и ясно выражать свои мысли, затрудняет общение ребенка со сверстниками. Все это еще больше тормозит процесс обучения. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восстанавливаются в школьные годы.
Участие семьи в речевом развитии должно начинаться с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родители должны понять, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны [2, с. 97]).
Чтобы родители стали проявлять большой интерес к воспитанию и развитию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияют на родителей.
В нашем дошкольном учреждении наиболее эффективными являются следующие формы взаимодействия с родителями:
- Рубрика «Советуем прочитать». В раздевалке оформлена выставка книг, журналов, брошюр, в которых содержится информация о новых педагогических технологиях, позволяющих эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения. Так, например, методическое пособие «Правильно ли говорит ваш ребенок» автор А.И. Максаков позволяет родителям правильно подобрать упражнения, иллюстративный материал для закрепления у ребенка правильного произношения. Книга «У школьного порога» автор Т.И. Бабаева вооружает членов семьи дошкольника знаниями и практическими советами, как подготовить малыша к школе и т.д.
- «Домашняя игротека». Родители знакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, необходимо учитывать и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Эффективными являются «игры на кухне», так как большую часть времени мамы проводят за приготовлением пищи. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики руки «Помоги маме» (перебрать горох, гречку, рис), «Волшебные пробки» (выложить узор из пробок и крышек), «Завяжи мешочки с крупой», «Насыпь сахар в сахарницу», «Накрой стол к обеду» и т.д. Такие игровые упражнения дают возможность ребенку помочь маме и потренировать свои пальчики. Для обогащения словаря ребенка советуем использовать игры: «Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа?», «Кто больше назовет вкусных слов», «Кислый, сладкий, соленый», «Что можно делать с овощами?». Формированию грамматического строя речи способствуют следующие игры: «Приготовим сок» (из яблок – яблочный, из винограда – виноградный и т.д.), «В саду или в огороде», «Подбери признаки», «Подбери действия», «Назови ласково», «Подбери родственные слова». Развитию связной речи помогают игры: «Опиши фрукты или овощи», «Расскажи папе, как мы готовили суп», «Придумай загадку» (о посуде, кухонной мебели, продуктах). Гуляя с ребенком во дворе, можно поиграть в подвижные словесные игры: «Игра с мячом» (ребенок ловит мяч, только когда услышит в слове определенный звук), «Лягушка» (с каждым прыжком назвать слово, имеющее один слог, два слога), «Объясни прохожему, как пройти к аптеке» и т.д.
- «Традиционные игры». Мы порекомендовали родителям ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родитель «дарит» ребенку новое для него слово (например: капель, гололед, шербет, снежинка…). Ребенок «приносит» в группу новое подаренное слово, а воспитатель записывает его на маленьком листочке бумаги. Все листочки складываются в коробочку в течение недели. В пятницу коробку – копилку открывают, и ребенок «делится» со всеми своим словом.
- «Выставки». С целью развития мелкой моторики рук ребенка целесообразно систематически организовывать выставки «Как умелые ручки язычку помогают». На выставке демонстрируются поделки, сделанные руками ребенка и родителей (из природного и бросового материала, бумаги, ниток, бисера, пуговиц…).
- «Речевые праздники». На такие праздники приглашаются все желающие родители. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Малыш демонстрирует своим родным знания, приобретенные в детском саду, показывает свои способности в театральной деятельности. С большим интересом дети принимают участие в заданиях, где соревнуются со своим папой или мамой (например: кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку, или кто подберет больше признаков к слову). Весело и задорно проходят соревнования между семьями по придумыванию творческих рассказов, отгадыванию загадок, описанию портретов соперника. На таких праздниках родители преображаются – тает ледок, загораются глаза. Им приятно видеть своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Это радует, умиляет, вызывает новое видение своего малыша и более теплое к нему отношение. Возникает и благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает.
- Использование опыта семейного воспитания. Не остается без внимания положительный семейный опыт в речевом развитии ребенка. На собраниях или консультациях некоторые родители рассказывают о нем, дополняя сообщения фотографиями, практическим материалом.
Мама мальчика поделилась опытом по развитию объяснительной речи ребенка. Здесь используется игра «Выставка», где мальчик выступает в роли экскурсовода. Воспроизводится ситуация, в которой высказывания ребенка и его поведение максимально приближены к существующей в жизни. Такая игра дисциплинирует, учит культуре общения.
Своим опытом по развитию мелкой моторики у ребенка поделилась мама девочки. У них в квартире «работает» мастерская Золушки. Пока мама занята пришиванием пуговиц, штопкой одежды, девочка выкладывает из ярких ниточек, кнопок, пуговиц красивые узоры. Очень необычное, интересное панно из пряжи и поролона представили на выставку в детский сад Оля с мамой. Все члены семьи ребенка принимали участие в изготовлении дидактических игр на развитие мелкой моторики, речевого дыхания в коррекционный уголок группы. Из разноцветных пластмассовых крышек, разных по размеру папа сделал замечательные игры «Трансформер», «Геометрическое панно», «Выложи узор». Прекрасные пособия на развитие речевого дыхания придумали мама с дочерью из обычных пластмассовых баночек и разноцветных лент «Открой окошечко», «Карусель», «Морские волны».
Совместная работа с детьми помогает родителям ближе узнать ребенка, их возможности, интересы. Само изготовление игры, подготовка к ней очень важны для воспитания у детей наблюдательности, сосредоточенности, развития творческих способностей.
Совместная деятельность воспитателей и родителей способствует сближению. Когда родители своими руками что-то делают, им уже небезразлично, как протекает жизнь их малыша, появляется связь с детским садом, более живая, чем раньше.
Список литературы
- Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно. – Москва, «Просвещение», 1995.
- Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – Учебное пособие. Москва – Белгород, 1995.
- Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва, «Просвещение», 1989.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – «Детство-пресс», 2000.