Ковалева Валерия Владимировна
Михалькова Яна Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Проблемы гендерного воспитания в нашем образовании сегодня как никогда актуальны. Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства все дети принимают на себя гендерную роль, формируется гендерная идентичность. Уже в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и соответствующим образом идентифицируют себя. В возрасте от 3 до 7 лет у детей развивается гендерная устойчивость. Детям становится ясно, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и этот пол не меняется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Успешность вхождения ребенка в мир людей, его половое воспитание во многом зависит от содержания обучения, в котором роль игры трудно переоценить. В играх реализуются желания детей, где они освобождаются от чувства одиночества и познают радость близости и сотрудничества, оценивают свои возможности, обретают веру в себя, определяют свое положение по отношению к окружающему миру и людям.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей, именно в игре дети познают гендерное поведение, поэтому мы решили начать работу над этой темой с создания картотек игр различного направления (дидактических игр; сюжетно-ролевых и подвижных игр).
Также важным условием реализации образовательной деятельности с учетом гендерного поведения является создание многофункциональной предметно-пространственной среды и наполнение ее как общими, так и специфическими материалами для мальчиков и девочек. Поэтому в группе, умывальной комнате, приемной мы разместили фотографии мальчиков и девочек, разными маркерами, с акцентом на идентичность.
В групповой комнате четко обозначены игровые зоны для девочек и мальчиков, совместных игр. В читальном уголке есть литературные произведения, как для девочек, так и для мальчиков.
Сюжетная игра позволяет детям изучать гендерное поведение, поэтому мы с коллегой уделили особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков. Ролевые игры были дополнены яркой атрибутикой, костюмами, ярко отражающими специфику игр для девочек и мальчиков. Помогали в этом и родители воспитанников.
Игровую деятельность с учетом гендера используем в различных видах деятельности, режимных моментах: утренний прием – игры, направленные на продвижение гендерной идентификации, формирование культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками; на прогулке – подвижные игры, направленные на вовлечении разнополых детей в совместную деятельность.
Свободная деятельность – дидактические игры, направленные на формирование положительного отношения к разным социальным ролям, к необходимости их существования.
Мы активно вовлекаем родителей в работу по гендерному воспитанию дошкольников. С родителями были проведены консультации «Важнейший фактором в формировании гендерной идентичности ребенка является семья», «У меня растет сын», «Как воспитать девочку». А также прошло родительское собрание на тему «Девочки и мальчики – два разных мира».
Какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, напрямую зависит от того, какие личностные качества наших детей мы можем развивать с учетом гендерных особенностей, как мы их воспитываем.