Мурашова Людмила Владимировна
инструктор по физкультуре
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа
Главным принципом государственной политики в сфере образования является обеспечение реализации права на образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дети с функциональным расстройством зрения имеют трудности зрительного восприятия, недостаточную координацию между зрением и двигательными реакциями, плохую способность к управлению движениями тела, то есть неэффективно им управляют, что приводит к сложностям ориентировки в пространстве, трудностям в восприятии формы, размера, оценке положения, точности и полноте восприятия окружающего мира.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Основой обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ является комплексный подход к созданию специальных условий для получения образования данной категории детей, который включает в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В специализированных детских садах созданы необходимые условия для получения качественного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов обучения.
Физические упражнения различной степени интенсивности показаны практически всем категориям лиц с ОВЗ всех возрастов. Гендерный подход активизирует физические способности каждого ребенка. Так гибкость у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. А сила развита у мальчиков больше, чем у девочек. Основываясь на эти закономерности, девочкам даются задания на гибкость чаще, чем мальчикам, а мальчикам- на силу, что способствует созданию фактора успеха у детей.
Идея обеспечивает равные возможности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всех сферах социальной жизни, повышения всех видов их активности, включая двигательную активность.
Мероприятия по развитию зрительно моторных компонентов, двигательной активности у детей с ОВЗ детей-инвалидов со зрительными нарушениями представлены игровыми сеансами, активизирующими сохранные анализаторы детей. Активная работа сохранных анализаторов позволяет повысить остроту восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной, вестибулярной) и дает положительный результат в познании окружающего мира детьми с функциональным нарушением зрения.
Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с функциональным нарушением зрения является совершенствование моторных функций и развитие двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, координации, соразмерности), формирование дифференцированных движений в разных мышечных группах посредством игровых упражнений с использованием звуковых и шумовых сигналов, пиктограмм, схематических изображений различных движений или предметов, карт-схем передвижения в пространстве ДОУ, сигнальных меток на стенах, дверях, проемах и полу (прямоугольники и круги красного, желтого цвета), специального спортивного оборудования контрастного по цвету.
Применение специальных методов и приемов с использованием специального оборудования в коррекционно-развивающей работе по овладению всеми видами основных движений, сенсомоторному развитию, позволяет включить компенсаторные процессы детей с ОВЗ и детей-инвалидов с функциональным нарушением зрения, и получить положительные результаты коррекции, сформировать базовые навыки, необходимые для дальнейшей их социализации в социуме.
Успешность реализации может быть обеспечена постоянным вниманием педагогов к уровню зрительно моторного развития, двигательной активности детей с ОВЗ и детей-инвалидов с функциональным нарушением зрения и ее стимуляцией в течение всего дня в образовательной деятельности; увеличением разнообразия основных движений, включенных в естественную двигательную деятельность ребенка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья); повышением требований к качеству выполняемых движений, в том числе входящих в состав предметных, игровых и иных действий.
В соответствии с результатами диагностики детей отмечено: развитие зрительно моторных компонентов деятельности у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в специально организованной образовательной среде способствует развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной активности и к самосовершенствованию физических качеств; созданию положительного эмоционального фона, повышению работоспособности детей; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Список литературы:
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет- М.: ТЦ Сфера, 2017.-80 с.
- Жохов В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией / В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина. — М.: ВОС, 1989.