Панкратова Лариса Викторовна
Данилова Елена Николаевна
воспитатели
Андреева Марионелла Вячеславовна
тьютор
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Часто дети с РАС которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, ребенок может считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, – состояние, называемое эхолалией. Дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами. Из-за чего кажутся незаинтересованными и невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.
Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточенно на улучшении: имитации (вербальной, невербальной), общего навыка концентрации внимания, навыка использования жестов, скорости общения, восприятия навыков, понимания смысла действий и слов и уменьшении стереотипного поведения, невнимательного поведения.
Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации ребенка. Один из подходов к обучению детей правильному построению фраз – это фразовый конструктор. С помощью различных опорных схем, педагог запускает речь на этапе становления фразы, а также развивает у ребенка уже имеющуюся фразовую речь.
Работой над построением фразы занимаются все специалисты: учителя-логопеды, дефектологи, психологи, мы даем образцы тех фраз, с помощью которых ребенок в дальнейшем будет коммуницировать. В своей работе мы используем авторское пособие Елены Круогла «Фразовый конструктор», который строится на основе метода наглядного моделирования, а фразы Валерии Ивановны Балаевой. Эти фразы очень хорошо ложатся в простые схемы, которые понятны детям.
Во время занятий необходимо проговаривать действия, но не перегружать новыми словами. Прежде ребенок научится копировать слова и говорить, он учится копировать жесты и движения. Для этого детям с РАС требуется дополнительная помощь и время.
На коррекционно-развивающих занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно-практические действия с игрушками и соотнесение их с картинками), необходимо развивать зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, у данной категории детей. Прежде чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к построению предложений. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.
Часть первая фразового конструктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Если ребенок не соотносит рисунок со словом «папа», то используем фотографии родителей или родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть. После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.
Во второй части фразового конструктора отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что?)
В третьей части фразового конструктора вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где?), добавляются простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребёнок.
В четвертой части добавляется определение, подключается работа над развитием логического мышления с помощью вопросов: «Это зеленое солнце? А какое?»
В пятой части отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов.
Таким образом, проработав разные модели фраз, ребёнок имеет возможность пользоваться ими. При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях.
Список литературы
- Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989. – 95 с.