А.А. Беликова
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
город Старый Оскол, Белгородская область
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с полоролевыми особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Освоение образовательных областей в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах:
- в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- в самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К формам образовательной деятельности относятся:
- организованная образовательная деятельность;
- образовательная деятельность в режимные моменты;
- самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимные моменты осуществляться в индивидуальных, подгрупповых и групповых формах при помощи совместных действий, наблюдений, бесед, чтения, экспериментирования, игры, проектной деятельности, просмотра и анализа мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Самостоятельная деятельность детей реализуется лишь в индивидуальной и подгрупповой формах посредством создания соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
При формировании полоролевой идентичности наиболее целесообразными являются следующие методы: словесный, практический, наглядный, игровой
К словесному методу относятся рассказ, рассказ-объяснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения, внушение, убеждение;
Практический метод включает в себя элементарные инсценировки, использование разных видов театра, игровую деятельность, упражнения, карточки, личный пример, проведение досуговых мероприятий, художественно-продуктивную деятельность;
К наглядному методу относятся показ иллюстраций, схем, моделей, алгоритмов, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии;
Игровой метод связан с проведением игр, игр-упражнений, игр-драматизаций, дидактических, театрализованных, подвижных словесных, ролевых игр.
Во время проведения комплексных и интегрированных занятий воспитатель ставит своими целями:
- формировать представление детей о полоролевой принадлежности, полоролевой идентичности;
- учить находить различия между мальчиками и девочками по внешним признакам;
- учить детей различать свой пол, называть своё имя;
- развивать мышление, внимание, память, коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу, вызвать желание сделать подарок, быть аккуратным;
- закреплять навыки культурного поведения: здороваться, прощаться;
- способствовать активной речи, вовлекать в разные формы речевого общения.
Возможно проведение экскурсий с целью обогащения знаний детей о «мужских» и «женских» профессиях.
Совместная деятельность предполагает подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Например, в игре «Назови профессии» дети закрепляют знания о профессиях, учатся определять род деятельности человека по орудиям труда, форме одежды, результатам труда, группировать профессии на женские, мужские, общие. Игра «Как я дома помогаю?» формирует представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывает желание оказывать помощь людям. Научить детей принимать роль в соответствии со своим полом, а также взаимодействию мальчиков и девочек можно в совместной игре «Дочки – матери», «Проездка на автобусе».
Полоролевое воспитание осуществляется также и во время бесед «Профессии», «Внешние различия девочек и мальчиков», в подготовке выставки детского творчества, например, «Весенний букет – для девочек», «Галстук для папы – для мальчиков», при оформлении альбома «Я как мама, я как папа», во время знакомства с художественной литературой (Ш. Пьеро «Золушка»; Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»).
В предметно-пространственную развивающую образовательную среду необходимо вносить картинки на тему полоролевого воспитания, плакаты, иллюстративный материал, пособия, буклеты, книги, раскраски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, как для мальчиков, так и для девочек.
Немаловажной является интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ полоролевой социализации.
К социально-коммуникативному развитию относится возможность способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии с гендерными особенностями ребенка.
Познавательное развитие включает в себя побуждение детей к освоению первоначальных представлений о себе, других людях, о гендерных особенностях, а также развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно-ролевые игры.
Речевое развитие связано с развитием свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ полоролевой социализации через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
Под художественно-эстетическим развитием понимают слушание и обсуждение художественных произведений, таких как сказки, былины, стихи, рассказы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
Важно уделить внимание развитию образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной изобразительной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Физическое развитие осуществляется через формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение. Соблюдение двигательной активности осуществляется через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений.
Таким образом, проблему полоролевого воспитания, невозможно решить только в рамках дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания детей в соответствии.