Роль игровой деятельности в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста  

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

А.Р. Садовская
И.А. Цуканова
Л.Б. Евпатова
воспитатели
О.А. Муштатова
ст. воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»

Игра для ребенка – это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, в результате которого ребенок познает мир. Благодаря игре ребенка можно научить очень многому, при этом малышу будет интересно и занимательно. Во время игры происходит умственное, физическое и нравственное развитие.

Благодаря игре, начинается процесс, самовоспитания – каков, ребенок в игре, таков он и в труде. Игра для детей это не только развлечение, а наиболее быстрый и эффективный способ научиться  контактировать со сверстниками и взрослыми людьми.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Многие родители задают вопрос, в каком из видов игры можно воспитать и сформировать гендерную идентичность ребенка? Ответ на этот вопрос будет очевиден, именно в сюжетно-ролевой игре, где дети в обычной форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, отражая трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.

А теперь хочу ответить на вопрос: как реализовать гендерное воспитание в разных возрастных группах детского сада? От 3 до 6 лет это можно сделать посредством игры. Приемы могут быть разными, но следует придерживаться следующих целей:
– Закрепить положительное отношение к своему полу.
– Развить гендерные представления (о качествах, толерантности, ценностях).
– Развить в детях знания о принадлежности к полу.

В садике детям можно читать сказки. Если в них затронута тема семейной жизни персонажей или их взаимоотношений, то было бы хорошо побеседовать с дошкольниками о прочитанном, спросить их мнение. После, можно рассказать детям о семейных ценностях, функциях семьи и трудовых профессиях.

Рекламное сообщение     

Значительное место в воспитательном процессе занимают сюжетно-ролевые игры. Согласно этой практике, малыши сами (или воспитатели) придумывают сюжет и примеряет на себя роль взрослых, т.е. проигрывают реальную взрослую жизнь в игровом сюжете. Так, дети узнают о добре и зле, о хорошем и плохом. А еще, они узнают окружающую действительность с разных сторон.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения»

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница), транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, строительство, колхоз, армия);

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);

Игры на темы литературных произведений, кино, театр, в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов. Именно в таких играх отражаются целые эпизоды из литературных произведений – подражание действий героев, мимики, усвоение их поведение.

«Режиссёрские» игры. Здесь ребята заранее продумывают сценарий – это может быть эпизод из жизни, отрывок из сказки или мультфильма. При придумывании содержания и хода игры, у детей просыпается фантазия, творчество, они берут на себя смелость и определяют участников игры.

«Творческие» игры. Такие игры полностью захватывают детей, в них отражаются знания, впечатления, представление их об окружающем мире. Для таких игр свойственно иметь – замысел, тема, содержание и сюжет, а так же роль.

Игры с правилами. Такие игры уже имеют определённые правила. Они разработаны заранее взрослыми и имеют определённую последовательность действий. В игре присутствует задача, решение которой связанно именно с выполнений правил. Так же такие игры могут иметь сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности и смелости.

Игра «Драматизация». В таких играх дети приобретают опыт соответствующего поведения, моделируют взаимоотношения. Для эффективного использования игры – драматизации в качестве средства полового воспитания необходимо осуществлять  точный литературный материал, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины. Нужно организовывать подготовительную работу, включающую в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом. Необходимо формировать у детей навыки поведения в рамках определенной социальной роли. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон.

Благодаря правильному педагогическому подбору действий в организации совместных игр мальчики и девочки могут действовать вместе, быть одной командой, но в соответствии с половыми особенностями. Девочки принимают на себя – женские роли, а мальчики – мужские. Таким же образом должны быть построены все виды сюжетно-ролевых игр.

В развитии игровой деятельности, важную роль играет конструирование. Воспитатели отмечают, что мальчики сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно конструируют для коллективных игр. Это может быть все, что душе угодно – машина, самолет, поезда и т.д. Мальчикам при этом может быть поручена «тяжелая» работа, что является важным условием для воспитания детей с учетом их половых особенностей.

Какая же роль воспитателя в игре? Воспитатель может периодически принимать участие в играх детей. Воспитатель должен предоставить мальчикам больше пространства для игр, так как они более активны, чем девочки. Педагог следит, что бы игра ни несла за собой агрессивный характер. Для игр девочкам требуется небольшое количество пространства. Чаще всего девочки берут на себя роль мамы или повара, педагог должен проконтролировать, что бы на всех хватало  данных атрибутов. Именно в таком результате с помощью педагога и правильных игр у детей должна сформироваться половая устойчивость – «Я мальчик и всегда буду им, а не другим!», «Я девочка и буду только ей!».

Желания детей реализуются в играх. В этот момент дети освобождаются от  чувства одиночества, у них развивается коллективизм, формируются добрые чувства к сверстникам. Дети во время игры могут оценивать свои возможности, обретают веру в себя, определяют позицию по отношению к людям и окружающему миру.

Благодаря правильным подбором литературы и сюжетно – ролевых игр можно положительно влиять на развитие отношений ребенка к половым ролям. Успех познавания ребенка в мире людей, его половая воспитанность, правильная половая самоидентификация зависит от игры, которую трудно переоценить на сегодняшний день.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь