ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Хоменко Лилия Анатольевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

 Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так как и нельзя их уравнивать
Ж. Руссо

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Достоверно установлено, что в дошкольном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально – пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны. Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложным познавательными.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Многие психологи и физиологи считают, что полученные ими данные о различии девочек и мальчиков обязательно должны использоваться родителями и педагогами в процессе обучения, общения с детьми. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают детей чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. Педагог – женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому приобщении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что, если этот мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы выносливости. В результате совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабы физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться со стороны воспитателей травмирующему воздействию.

Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные сова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

Рекламное сообщение     

В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества.

Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным запросам общества. Модель оформления групп базируется на двух простых идеях: детский сад: второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно.

Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

1.возрастного состава малышей; психологической характеристики группы;

2.количественного соотношения мальчиков и девочек;

  1. социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

4.окружающей социальной практики.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются в большей степени женскому влиянию: на протяжении всего дня, пока дети в детском саду, их воспитываем мы, женщины-воспитатели. Поэтому важной задачей нашей работы по гендерному воспитанию является более активное вовлечение в неё родителей, и самое главное – мужчин, пап и дедушек.

Известно, что чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы. Всё оборудование центров активности должны размещаться так, чтобы детям можно было объединиться подгруппами (по интересам, по полоролевому принципу, по уровню развития детей).

С целью формирования гендерной идентичности детей можно использовать гендерно-ориентированные игры и игровые упражнения, в содержании которых учтены возрастные особенности старших дошкольников, специфика становления детского самосознание и личности. В ходе этого на базе имеющихся познавательных и личностных потребностей ребенка формируются содержательные представления о психологических особенностях его половой принадлежности, о ее значении для самого ребенка и общества.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь