Батаговская Наталья Николаевна
Малявина Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Березка»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция –5. Воспитание ценностного отношения к искусству
название – Приобщение дошкольников к искусству средствами пейзажной живописи
Что даёт искусство детям? Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Живопись – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Художник вкладывает в картину всю свою душу, свою любовь к родине.
Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Проводя знакомство детей с пейзажной живописью, педагог ставит следующие задачи:
- Познакомить детей с жанром живописи – пейзаж.
- Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Желание ее внимательно рассматривать. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины,
- Подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания.
- – Формировать умение понимать замысел произведения, его содержание.
- – Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
- – Познакомить с колоритом как средством передачи настроения; рисунком, передающим величины объектов природы; композиции – построением картины, выбором формата полотна.
- – Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
- Совершенствовать умения детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Средствами выразительности, используемыми для передачи чувств и настроения, являются колорит, рисунок и композиция.
Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет – колорит. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зелёные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые.
Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.
Композиция – искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. В композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости форматом холста.
Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству осуществляется постепенно.
- 1 этап. Эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание картины.
- 2 этап. Осмысление на уровне обобщения.
- 3 этап. Творческое целостное восприятие произведения.
На первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.
Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения.
На втором этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка (конкретные вопросы).
Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение.
Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником. Если ребенок в процессе восприятия живописи опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведений искусства и адекватного отношения к нему.
- Целесообразно знакомить детей с пейзажами русских художников в разное время года. Так, зимой можно познакомить детей с картинами И.И. Шишкина «Зима», (1890), И.И. Левитана «Зимой в лесу», (1885), А.К. Саврасова «Зима», 1873
- Весной с пейзажами А.К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 И.И. Левитана «Весна. Большая вода», 1897 И.И. Шишкина «Лес весной», 1884
- Летом И.И. Левитана «Июньский день (Лето)», 1890 И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», 1889 А.К. Саврасова «Летний пейзаж с дубами и пастушком», 1860
- Осенние пейзажи А.К. Саврасова «Осень», 1871 И.И. Левитана «Золотая осень», 1895 И.И. Шишкина «Золотая осень», 1888
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Общие методы и приемы совместной деятельности с детьми по ознакомлению с детей с природой и художественными образами:
- – наблюдение явлений объектов природы, описанных в поэтическом произведении;
- – беседа о поэтических образах;
- -рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе;
- – сравнение картин разных художников;
- – знакомство с творчеством художников-пейзажистов;
- – сравнение пейзажей в разное время года;
- – показ некоторых приемов изображения;
- – выставка детских рисунков,
- – анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.
Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб: Детство-Пресс, 2004.- с.272 / Библиотека программы «Детство»
- Курочкина Н.А. авт.-сост. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким); Учебно-наглядное пособие. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – с.40 + цв. вкл. с.32 / Библиотека программы «Детство»
- Копцева Т.А. Природа и художник.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. – с.208