Приобщение дошкольников к искусству средствами пейзажной живописи

0
1027

Батаговская Наталья Николаевна
Малявина Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Березка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция –5. Воспитание ценностного отношения к искусству

название – Приобщение дошкольников к искусству средствами пейзажной живописи

Что даёт искусство детям? Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Живопись – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Художник вкладывает в картину всю свою душу, свою любовь к родине.

Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.

материалы в печатный сборник 

Проводя знакомство детей с пейзажной живописью, педагог ставит следующие задачи:

  • Познакомить детей с жанром  живописи –  пейзаж.
  • Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Желание ее внимательно рассматривать. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины,
  • Подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение  реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания.
  • – Формировать умение понимать замысел произведения, его содержание.
  • – Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • – Познакомить с колоритом как средством передачи настроения; рисунком, передающим величины объектов природы; композиции – построением картины, выбором формата полотна.
  • – Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
  • Совершенствовать умения детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.

Средствами выразительности, используемыми для передачи чувств и настроения, являются колорит, рисунок и композиция.

Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет – колорит. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зелёные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые.

Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Композиция – искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. В композиции весьма существенным эле­ментом является определение границ изобразительной плос­кости форматом холста.

Педагогический процесс приобщения дошкольников к искусству осуществляется постепенно.

  1. 1 этап. Эмоциональное целостное восприятие, детальное всматривание картины.
  2. 2 этап. Осмысление на уровне обобщения.
  3. 3 этап. Творческое целостное восприятие произведения.

На первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов: искусствоведческий рассказ педагога, постановка конкретных и подробных вопросов, приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению, а также разнообразных эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.

Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения.

На втором этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка (конкретные вопросы).

Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение.

Используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Как бы ставит ребенка в позицию «сотворчества» с художником. Если ребенок в процессе восприятия живописи опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведений искусства и адекватного отношения к нему.

  • Целесообразно знакомить детей с пейзажами русских художников в разное время года. Так, зимой можно познакомить детей с картинами И.И. Шишкина  «Зима», (1890), И.И. Левитана «Зимой в лесу», (1885), А.К. Саврасова «Зима», 1873
  • Весной с пейзажами А.К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871 И.И. Левитана «Весна. Большая вода», 1897 И.И. Шишкина «Лес весной», 1884
  • Летом И.И. Левитана «Июньский день (Лето)», 1890 И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», 1889 А.К. Саврасова  «Летний пейзаж с дубами и пастушком», 1860
  • Осенние пейзажи А.К. Саврасова «Осень», 1871 И.И. Левитана «Золотая осень», 1895 И.И. Шишкина «Золотая осень», 1888

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Общие методы и приемы совместной деятельности с детьми по ознакомлению с детей с природой и художественными образами:

  • – наблюдение  явлений  объектов природы, описанных в поэтическом произведении;
  • – беседа о поэтических образах;
  • -рассматривание  соответствующих иллюстраций и картин о природе;
  • – сравнение картин разных художников;
  • – знакомство с творчеством  художников-пейзажистов;
  • – сравнение  пейзажей в разное  время года;
  • – показ некоторых приемов изображения;
  • – выставка детских рисунков,
  • – анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб: Детство-Пресс, 2004.- с.272 / Библиотека программы «Детство»
  2. Курочкина Н.А. авт.-сост. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким); Учебно-наглядное пособие. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – с.40 + цв. вкл. с.32 / Библиотека программы «Детство»
  3. Копцева Т.А. Природа и художник.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. – с.208

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь