ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕРЕЖНОГО И ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ СОВМЕСТНО С СЕМЬЕЙ

Дядяшева Галина Ивановна
Савина Надежда Ивановна
Галкина Светлана Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

 

Определяющим в отношении дошкольников к окружающей природе является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребёнка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность детей дошкольного возраста для организации процесса их взаимодействия с миром природы.

Влияние человека на природу увеличивается с ростом технической вооруженности. Но влияние это должно быть благоприятным. Все населяющие землю организмы взаимодействуют между собой и окружающей средой. Нарушение этих взаимосвязей наносит большой ущерб. На сегодняшний день экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают всё человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая проблема – это загрязнение окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста, прививать и формировать у детей бережное и заботливое отношение ко всем живым организмам, их окружающим: будь то дерево, цветок или насекомое.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Дошкольная педагогика поставила задачу – формирование и воспитание у детей бережного и заботливого отношения ко всему окружающему миру, прививание любви к природе и умения трудиться на благо природе.

Рекламное сообщение

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в нашем ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и во время образовательной деятельности. Воспитание защитников природы требует освоения детьми под руководством взрослых определённой суммы знаний (об условиях, необходимых для жизни и развития живых организмов, о взаимоотношениях и взаимозависимости между природой и жизнью человека), формирования правильного отношения и овладения практическими умениями воздействовать на неё в интересах людей.

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Нами разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей разного возраста. Они помогают детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.

В становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у дошкольников моральные нормы и правила поведения детей в природе. Игры, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатления, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх наши воспитанники применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. В своей работе мы также используем игры-исследования экологического направления.

Одним из мотивов бережного и заботливого отношения к природе является её красота. Красота природы, представленная бесконечным разнообразием её свойств, форм, цвета, запаха, звуков, в гармоничном сочетании самых разнообразных её объектов, в их неповторимости, в бесконечном изменении и развитии, близка детям в силу их природной (возрастной) эмоциональной отзывчивости. Развитие сенсорики у детей дошкольного возраста осуществляется через разнообразные виды продуктивной и познавательной деятельности. Обследовательские действия и сенсорные эталоны, которыми дошкольники овладевают в ходе обучения и самостоятельной деятельности, они используют в процессе восприятия, наблюдения за природой. Сами предметы и явления природы – неиссякаемый материал, обеспечивающий сенсорное развитие дошкольников. На основе развивающейся сенсорики происходит и формирование восприятия красоты природы, способности любоваться ею. Эстетическое восприятие отличается своей образностью.

Использование в процессе наблюдения природных явлений художественного и, в первую очередь, поэтического слова, рассматривание живописных произведений помогает детям в восприятии красоты природы.

Мы, используя в своей работе с воспитанниками различные формы, приёмы и методы работы, формируем у детей элементарные знания и навыки: о значении растений и животных в жизни природы и человека, о необходимости оберегать и выращивать их, бережно заботиться о них. Для того чтобы воспитанники бережно и заботливо относились к окружающей природе, воспитатель должен не только знать природу, но и любить её.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей, так как именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Таким образом, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека, а сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают нам обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь