Формирование познавательного интереса к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со Старооскольской глиняной игрушкой

Нестеренко Александра Викторовна
Попова Валентина Валентиновна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Староооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секция 3 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

название  – Формирование познавательного интереса к культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со Старооскольской глиняной игрушкой

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Данное направление связано с восстановлением традиций, уклада жизни, сохранением, и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Ребенка в этом возрасте отличает большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств, доверие взрослому и подражание ему. Так, в Федеральном законе «Об образовании» (ст.64) определено, что «Дошкольное образование» направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств…». Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

 Планируя совместную деятельность по познавательному развитию, мы знакомили детей с историей родного края и города, его традициями и культурой, достопримечательностями и памятными местами, ведущими предприятиями. Для этого в учреждении создана специальная предметно-пространственная среда: мини-музей «Русская изба», центры краеведения, тематические выставки.

Рекламное сообщение     

Знакомясь с народными промыслами Белогорья, ребята очень заинтересовались старооскольской глиняной игрушкой. Сначала мы познакомили детей с историей возникновения этого народного промысла. Ребята узнали, что несложная техника изготовления и обжига позволяла заниматься этим ремеслом женщинам и детям. Горн для обжига устраивали прямо в меловой горе. Для топлива использовали пни деревьев. Это ремесло в те давние времена было средством для существования. Лепили свистульки и забавные фигурки. Особенностью старооскольской игрушки является ее размер (он не превышает десяти сантиметров в высоту). Рукотворность этого глиняного чуда подтверждает поверхность игрушки. Она шероховатая и имеет вмятины от пальцев мастера. Большинство старооскольских игрушек представляют собой свистки, выполненные в технологии «вареника» или «ложки». Старооскольская игрушка имеет очень простые формы, что облегчает процесс лепки. Особенности игрушки: у петухов, барашков, уточек, коров выделяются «грудки»; ноги у животных не расставлены и не очень длинные; юбки у барышень не очень широкие. Старооскольские игрушки «безносые», ничем не тонируются, не глазируются.

Практический этап начался с ознакомления детей со свойствами глины, возможностями её использования в процессе исследовательской деятельности. Затем дети с большим интересом лепили самостоятельно Старооскольскую игрушку. Не для кого ни секрет, что в работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности-важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить-это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза. Дети получали удовольствие от работы с глиной, совмещая полезное с приятным. Перед тем, как начать расписывать готовые игрушки ребята изучили особенности росписи цветовой гаммы и символику рисунка. Затем попрактиковались в нанесение орнамента на бумаге. Но самое большое удовольствие дети получили от росписи глиняных игрушек. Каждый старался проявить индивидуальность, хотя использовались определённые символы (горизонтальные и вертикальные линии, ромбы, волны). По завершении работы устраивалась выставка готовых Старооскольских игрушек.

Трудно переоценить значение познания богатства своего народа в деле воспитания гражданина и патриота своей малой Родины. Поэтому важно с детства заложить фундамент доброты, любви, толерантности, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно-отечественной культуры. А Старооскольский промысел – это просто кладезь духовности и исторического наследия и мы должны воспитывать подрастающее поколение нашего края на своих местных традициях.

Список литературы:

1.М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

2.Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. М., 2003.-121с

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь