Божкова Лариса Николаевна
Пяткова Ольга Михайловна
музыкальные руководители
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Захарова Ольга Дмитриевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский
Введение. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального и изобразительного искусства. Различные виды деятельности, такие как слушание музыки, хоровое или ансамблевое исполнение, музыкально-ритмические движения, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству. На основе изучения отечественных произведений, русских песен воспитывается в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, что и приобщает к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Актуальность Формирование у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Работа по патриотическому воспитанию детей должна носить комплексный характер.
Патриотическое воспитание происходит в течение жизни дошкольника постепенно, непринужденно, взаимодействуя с окружающим миром.
Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируются умения самостоятельно применять полученные знания в жизни. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники.
«Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль и волю». (По Б. М. Теплову)
В нашем детском саду со стороны педагогов отводится немало времени на патриотическое воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок, и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, 23 февраля – День защитников Отечества, Летний праздник, через который детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения.
Одной из задач патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Морской капитан» Протасовой, «Песня о пограничнике» Богуславского, «Бравые солдаты» Филиппенко, «Катюша». Слушаем такие произведения, как «Три танкиста», «Эх, тачанка – ростовчанка», «Бескозырка белая». Праздник, посвященный, Дню Победы тоже любим нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик.
Музыкальный материал, разучиваемый к этому празднику, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как «Мой прадедушка» Лыжовой, «Победа» Габичвадзе, «Буденовец» Дубровина. Уже на протяжении трех лет практикуем совместно с воспитателями исполнение для детей военных песен: «Огонек», «В землянке», «Темная ночь». В условиях праздника эти песни подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки. Подобные военные песни являются патриотическими, поэтому мы считаем, что дети должны их слушать и узнавать.
И особенно учесть песенный репертуар, потому что самое главное, это чтобы песня нравилась и желательно большинству детей. Когда песня действительно нравиться ребятам, она обязательно будет оказывать воспитательное значение на них, поскольку исполняемое с “душой” обязательно оставит на душе след.
При отборе музыкальных произведений огромное значение имеет их педагогическая направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример. Хоровое пение способствует формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Конечно, назревает главный вопрос многих музыкальных руководителей, это вопрос подбора репертуара, да чтобы был по диапазону, сложности, интересам дошкольников. Поэтому возникла необходимость разработать сборник песен патриотической направленности, которая отражает в себе такие темы, как любовь к Родине, красота природы, войны, победы, солдатской жизни. В сборник вошли те песни, которые вызывают определенный отклик среди учащихся, они проверены временем, в них хороший смысл, удобная и красивая мелодия, а главное раскрывается высокая художественная значимость, а значит, оказывает значительное патриотическое воспитание подрастающего поколения. Среди самых любимых песен у ребят, это “Катюша”, “Три танкиста”, “На безымянной высоте”, Землянка”, “День Победы”, также не оставляют равнодушными песни “Дорожка фронтовая”, “А значит нам нужна одна победа”, “Последний бой” и другие.
В сборник вошли песни о России, мире, красоте родного края: такие как “Моя Россия” Г. Струве, “Спасем наш мир” М. Джексон, “Давайте сохраним” муз. А. Черный, сл. Н. Старшинов, Прекрасное далёко” сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова, “Летите голуби” муз. И.Дунаевского, сл. М. Матусовского, “Наш край” (То березка, то рябина) муз. Д. Кабалевский, сл. А.Пришелец и многие другие.
Таким образом, исполняя, на каждом музыкальном занятии песни патриотической направленности у дошкольников формируется весомый багаж патриотических песен, который, несомненно, обладает хорошей воспитательной функцией, формирует высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, помогающий беречь, защищать, любить свой дом, свою Родину, бережно относиться к ее ресурсам, к окружающим людям, самому себе. Ощущать себя частичкой целой, необъятной страны – России.
В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:
- Формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение.
- Воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления.
- Воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы.
- Учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения.
- Закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку.
- Воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них.
- Воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. – М.,2000. – С. 226.
- Ожегов. Толковый словарь http://www.ozhegov.org/words/22389.shtml
- Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором- М. 2003, – С. 3.
- Рабочие программы по музыке. Авторы: Сергеева Г.С., Критская Е.Д., Шмагина Т. С. -М., 2014. – С.3,9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации”
- Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. – М., 1948. – С.88.