ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛОЙ РОДИНОЙ

0
664

Крынина Галина Ивановна
Мельникова Олеся Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

Секция 1 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

название – ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛОЙ РОДИНОЙ

Сегодня проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, воспитанней, ответственней, совершеннее нас. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Развитие нравственных чувств лежит в его основе. Дети должны любить свою страну, радоваться её достижениям, знать её историю. Если мы не научим маленького ребёнка любить свою Родину, то кто же это сделает за нас? Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ответственная и сложная задача, воспитать патриота своей Родины.

По содержанию чувство патриотизма многогранно. Какие знания нужны ребёнку, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, с родным городом, с родной страной. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания.  Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы.

В нашем детском саду успешно реализуются задачи патриотического воспитания дошкольников. Происходит это как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приемы. Решая задачи патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  •  – знания должны соответствовать возрасту;
  •  – непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  •  – развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • – дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • – рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
материалы в печатный сборник 

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.

Родной город… Место где ты родился и живёшь… Твоя малая Родина…  Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Старый Оскол стал – городом воинской славы! «Любовь к Отечеству», «Долг перед Родиной»,- эти важные понятия необходимо объяснять на конкретных примерах из жизни участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах. И Отчизна помнит своих героев, отдавших жизнь за мирное небо над головой. Их именами названы улицы, площади, в их честь воздвигнуты памятники.

Во время празднования Дня города дети познакомились с улицами и микрорайонами, названными в честь героев. Была показана презентация на тему «Улицы нашего города, названные в честь героев» (улица 17-ти героев, улицы Бондаренко, Плотникова, Литвинова). Вместе с родителями был создан альбом «Памятные места нашего города». Неизгладимое впечатление произвёл на детей памятник женщинам – строителям железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. Воспитанники узнали о героическом трудовом подвиге наших соотечественников. Необходимо чтобы дети принимали активное участие в мероприятиях, позволяющих сформировать у дошкольников представление об историческом наследии Старооскольского края и свои впечатления отразили в рисовании, конструировании, изготовили разные подарки к празднику.

5 февраля 1943 года закончилась оккупация Старого Оскола от немецко – фашистских захватчиков. На празднике, посвящённом этой дате дети узнали много нового о событиях, происходивших в Старом Осколе в годы Великой Отечественной войны. В тематической беседе дошкольники познакомились с подвигом 17 героев у железнодорожного разъезда близ села Набокино. Во время таких мероприятий воспитывается уважение к защитникам Отечества и гордость за страну; закрепляются знания о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину. Так мало осталось ветеранов, сражавшихся на поле боя, но встречи солдат-победителей и детей организовывать необходимо. Особое значение имеет рождающееся «чувство истории». Действительность открывается перед детьми не только в её сегодняшнем проявлении, но и в фактах, связанных в прошлым страны. У ребёнка появляется возможность сравнивать, «то что есть», с тем, «что было». Это очень важно!

В мае, когда наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, праздник, который вызывает одновременно противоречивые чувства: печали и сожаления о миллионах погибших людей, радость и гордость за страну, выстоявшую и победившую. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детский сад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей. Родители вместе с детьми приняли активное участие в акции «Бессмертный полк». В преддверии празднования дня Победы, была проведена выставка детских рисунков на тему: «Этих дней не смолкнет слава». Организована экскурсия на площадь Победы с возложением венка, цветов, к памятнику маршала Жукова и героям на Аллее Славы. Во время таких ярких моментов у детей воспитывается уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников. С детьми было прочитано много книг о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе. Дошкольники познакомились с песнями военной тематики. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Строя свою работу по патриотическому воспитанию, мы предусматриваем создание разнообразной развивающей среды, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам и площадям родного города, носящем имена героев, – всё это воспитывает чувство патриотизма в ребёнке.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь