Незнамова Елена Александровна
Запасник Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ Детский сад № 27 «Березка»
Староосколький городской округ
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
секция – 9.Педагогические инновации в дошкольном образовании
название – ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.
Мы поставили перед собой цель:
- создать условия для формирования интереса детей в ДОУ к экспериментальной деятельности.
Нами были намечены задачи в этом направлении:
- формирование интереса дошкольников к окружающему миру;
- развитие умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
- создание условий для развития самостоятельности воспитанников.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты как эксперимент с губкой, чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы учим детей действовать самостоятельно и независимо, не сдерживая инициативу детей. Не делаем за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Формируем навыки самостоятельного решения проблем исследования. В своей работе мы используем методы:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы.
Большое значение придаём ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Дети нашей группы любопытны, любознательны и впечатлительны, задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу. Именно поэтому для наших почемучек создан уголок экспериментирования, где мы разместили различные предметы: фартуки, контейнеры, салфетки, ватные палочки и диски и т.д , природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; приборы-помощники: весы, песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, пластмассы, пробки, трубочки для сока. и др. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Детям в нашей группе нравится экспериментировать и наблюдать, ставить опыты. Кроме эксперимента с губками были проведены опыты с песком, водой, воздухом, камнями и т.д.
Каждый раз мы стараемся усложнять опыты, стараемся провести их более интересно, например: «определи на вкус», «чудесные спички», «испаряется ли вода», «весёлые пузырьки».
При проведении эксперимента с водой и губкой, дети проявляли различные эмоции: радость, удивление, нетерпение, желание поскорее узнать, а что же получится? В такие моменты в группе царит дружеская, радостная обстановка. После завершения такой деятельности в группе ещё долго царит благоприятная обстановка.