ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

0
841

Незнамова Елена Александровна
Запасник Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ Детский сад № 27 «Березка»
Староосколький городской округ

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 9.Педагогические инновации в дошкольном образовании

название – ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка.

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.

материалы в печатный сборник 

Мы поставили перед собой цель:

  • создать условия для формирования интереса детей в ДОУ к экспериментальной деятельности.

Нами были намечены задачи в этом направлении:

  • формирование интереса дошкольников к окружающему миру;
  • развитие умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  • создание условий для развития самостоятельности воспитанников.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты как эксперимент с губкой, чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы учим детей действовать самостоятельно и независимо, не сдерживая инициативу детей. Не делаем за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Формируем навыки самостоятельного решения проблем исследования. В своей работе мы используем методы:

  • Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  • Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
  • Практические методы.

Большое значение придаём ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Дети нашей группы любопытны, любознательны и впечатлительны, задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу. Именно поэтому для наших почемучек создан уголок экспериментирования, где мы разместили различные предметы: фартуки, контейнеры, салфетки, ватные палочки и диски и т.д , природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; приборы-помощники: весы, песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, пластмассы, пробки,  трубочки для сока. и др. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие требования:

  1. безопасность для жизни и здоровья детей;
  2. достаточность;
  3. доступность расположения.

Детям в нашей группе нравится экспериментировать и наблюдать, ставить опыты. Кроме эксперимента с губками были проведены опыты с песком, водой, воздухом, камнями и т.д.

Каждый раз мы стараемся усложнять опыты, стараемся провести их более интересно, например: «определи на вкус», «чудесные спички», «испаряется ли вода», «весёлые пузырьки».

При проведении эксперимента с водой и губкой, дети проявляли различные эмоции: радость, удивление, нетерпение, желание поскорее узнать, а что же получится? В такие моменты в группе царит дружеская, радостная обстановка. После завершения такой деятельности в группе ещё долго царит благоприятная обстановка.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь