ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольский городской округ

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

полное название – ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования отмечено: «Социально-коммуникативное развитие направлено… на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». В современном обществе постоянно возникают проблемы экологического, природного и социального неблагополучия. Каждый ребёнок стремится к познанию окружающего мира, и часто его естественная любознательность может представлять опасность для него самого. Поэтому главной задачей дошкольного учреждения является стимулирование развития самостоятельности и ответственности. Эта задача должна решаться путём целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.

Целью должно являться воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, а также обучение их правилам поведения на дороге, на воде, в быту, при возникновении экстремальных ситуаций. Именно в дошкольном детстве необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение как к личной безопасности, так и к безопасности окружающих людей, воспитать готовность эффективно и обоснованно действовать в чрезвычайных ситуациях. Основной упор следует делать на воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека предметам и ситуациям. Для этого применяются различные методы и формы работы с детьми. Широко применяются электронные образовательные ресурсы: аудиальные, аудиовизуальные, мультимедийные и казуальные игры.

Аудиальные игры используются во время организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми для развития общей и мелкой моторики: «Раз, два, три – опасность назови!», «Съедобное – несъедобное», «Правила осторожности», «Чтобы не было беды!».

Рекламное сообщение  

Для успешного усвоения материала по безопасности используем аудиовизуальные методы: создана видеотека мультфильмов, записей сказок, видео-презентаций и компьютерных игр.

Проводить фронтальные занятия помогает мультимедийный проектор и проекционный экран.

В индивидуальной работе с детьми используем казуальные игры: «Огонь-друг, огонь – враг!», «Домашние электроприборы», «Как избежать неприятностей?», «Опасные забавы», «Правила безопасности».

Формирование навыков безопасности у детей происходит на протяжении всего дня пребывания их в дошкольном учреждении.

В беседах повторяются правила безопасности. На занятиях большое внимание уделяется игровым моментам. В гости к детям приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Буратино, Незнайка, Дюймовочка и другие персонажи, попадая в затруднительное положение, обращаются за помощью к ребятам или просят научить тому, чего не знают. Занятия проходят в игровой форме. Дети перевоплощаются в следопытов, художников, спасателей. Они учатся применять накопленный опыт при решении разнообразных практических ситуаций, в которых проявляют осмотрительность в действиях, соблюдают правила поведения, оказывают первую помощь.

Закрепление знаний происходит в самостоятельной деятельности при организации сюжетно-ролевых игр. В ходе реализации различных проектов с детьми создаются макеты, плакаты, коллажи на различные темы, такие как «Безопасная улица», «Опасные предметы», «Спички – не игрушка», «Светофор». Материал для плакатов и коллажей подбираем с помощью компьютера. Эта работа очень нравится воспитанникам. Совместно с детьми изготовлен макет квартиры, где посредством игровых персонажей разыгрываются ситуации опасного и безопасного поведения в быту, обращения с инструментами и электроприборами. Несколько раз в год организуем встречи с пожарным, врачом, полицейским. Во время таких встреч дошкольники расширяют и углубляют свои знания о людях, чьи профессии связаны с безопасностью.

 Функционирует уголок безопасности. В нём размещён макет улицы с перекрёстком и дорожными знаками. Вместе с воспитанниками создаём и проигрываем различные ситуации на дороге. Усвоение норм и правил дорожного движения происходит с помощью, созданного электронного пособия «Безопасная дорога детства». Оно состоит из серии игр: «Виды транспорта», «Назови дорожный знак», «Светофорик», «Можно – нельзя». Особое внимание уделяем дидактическим играм, таким как: «Так – не так», «Хорошо – плохо», «Что делать?», «Да – нет», «Продолжи ряд», «Раз, два, три – опасность назови», «Что хорошо, что плохо», «Выбери предмет». С их помощью дети не только закрепляют полученные знания, но и овладевают новыми умениями.

В играх «Опасно – не опасно», «Найди опасный предмет», «Запрещается – разрешается» дети тренируются в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, учатся делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами. Игры проводятся индивидуально и подгруппами. Ничто не воспитывает убедительнее, чем наглядный пример взрослых. Ведь проблемы безопасности детей нельзя решить только в рамках дошкольного учреждения. Родители являются активными помощниками в работе с детьми по данному направлению. В раздевалке группы оформлен стенд для родителей – водителей, папки – передвижки «Безопасность детей в наших руках», подборка консультативного материала для родителей по воспитанию у детей безопасного поведения на улице и дома, буклеты, иллюстративный материал для родителей «Внимание – опасно!».

Хорошей традицией в нашем детском саду стало совместное проведение с родителями и детьми тематических дней «О здоровье всерьёз», развлечений: «Эстафета зелёного огонька», «О правилах важных – пожаробезопасных», «Азбука безопасности».

Именно в детстве закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Всё, что дети усвоят в детском саду, прочно останется у них навсегда и будет закрепляться дальше.

 

 

Список литературы:

  1. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012. – 128 с.
  2. Соколова  Ю.А.  Правила безопасности. М.: Эксмо, 2006. – 156 с.
  3. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.
  4. Шорыгина Т.Н. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. М.: Книголюб, 2003. – 236 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь