Быковская Виктория Николаевна
Полохало Ольга Владиславовна
воспитатели
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
г.Старый Оскол
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
Формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей является важной задачей на современном этапе развития дошкольного образования. Становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без развития эстетического восприятия, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Одним из механизмов, развивающим у ребёнка способности к художественному восприятию и творчеству является ознакомление детей с изобразительным искусством. В процессе знакомства детей с искусством происходит формирование умения устанавливать взаимосвязи между содержанием произведения и выразительными средствами, используемыми художником для передачи образа. Дошкольники знакомятся со средствами выразительности поэтического языка: образными сравнениями, словами, обозначающими нравственные качества людей, расширяется активный и пассивный словарь детей. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства способствует формированию нравственного сознания дошкольников, активизирует интерес к общественной жизни, к ценностям, художественному творчеству.
Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, программ художественно-эстетического развития. Данной проблеме посвящены работы многих авторов. Однако, наряду с высокой значимостью имеющихся исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных методам формирования восприятия произведений изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры.
Знакомство с изобразительным искусством требует большого количества иллюстративного материала, наличия изделий декоративно-прикладного творчества, образцов различных видов художественного творчества. Зачастую предметно-развивающая среда дошкольных учреждений не позволяет организовать образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в полном объеме.
Мультимедийные презентации дают возможность концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, в разных формах, создают прекрасные условия демонстрации в проекции на большой экран. Видеоряд, звуковое сопровождение, движение надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: посещение музея изобразительных искусств, картинной галереи, а также создают дополнительные преимущества работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Использование различных видов мультимедийных презентаций при ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством раскрывает большие возможности.
Ознакомительные презентации дают возможность рассказать детям о жизни и творчестве художников, скульпторов, увидеть иллюстрации, фотографии, портреты мастеров искусства, репродукции картин, архитектурные сооружения, скульптурные композиции.
Презентации в виде «заочных экскурсий» позволяют расширить представления детей о музеях изобразительного искусства, картинных галереях своей страны и мира, познакомить с местами возникновения народных промыслов России (Дымково, Полховский Майдан, Жостово, Палех и др.)
Презентации – «мастер-классы» познакомят дошкольников с технологиями и этапами создания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Мультимедийные дидактические пособия в виде обучающих компьютерных игр вызывают у дошкольников наибольший интерес, надолго привлекают внимание ребенка, что не случайно. Компьютерная игра – это возможность объединения образовательных возможностей компьютерных технологий и игрового действия, что для ребенка дошкольного возраста является сильнейшей мотивацией познавательного развития.
Использование мультимедийных дидактических пособий и игр при ознакомлении с изобразительным искусством способствует формированию у дошкольников представлений о жанрах живописи; умению выделять выразительные средства, используемые художником. В игровой форме дети упражняются в умении выделять, называть, группировать произведения по жанрам живописи; знакомятся с материалами и инструментами, используемыми мастерами для создания предметов искусства.
Разноплановые компьютерные игры, используемые в образовательной деятельности по ознакомлению с изобразительным искусством, направлены на достижение различных программных задач. Например, игра «Подбери палитру» развивает у дошкольников цветовое восприятие, ориентирует ребенка на отношение к цвету, как средству передачи настроения произведения, основному средству выразительности картин.
Игры «Что лишнее?», «Что в круге?», «Отгадай и назови» направлены на формирование умения выделять, называть, группировать произведения по жанрам живописи; умение сравнивать, анализировать и делать простейшие выводы. Отгадывание кроссвордов на наглядной основе познакомит детей с жанрами живописи, инструментами и материалами, используемыми художником для создания картин.
Играя в компьютерные игры, у детей развивается способность планировать последовательность действий при выполнении игрового задания, прогнозировать результат, выстраивать логику конкретных событий.
Яркие, красочные познавательные мультимедийные презентации развивают эмоциональную восприимчивость, помогают разнообразить процесс знакомства детей с изобразительным искусством, сделать его более интересным, познавательным и запоминающимся для ребенка.
Литература
- Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]. – Москва, 1994. – 127 с.
- Клеменкова И.А. Знакомство с пейзажной живописью старших дошкольников посредством мультимедийных технологий [Электронный ресурс].
- Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении [Текст] /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – №4. – С. 32–35.
- Меркулова А.Н. Использование мультимедийных технологий в ознакомлении с окружающим миром младших дошкольников
- Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством [Электронный ресурс].