Чугунова Людмила Евгеньевна
воспитатель
Филипская Татьяна Сергеевна
воспитатель
Трунова Ирина Геннадьевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
СЕКЦИЯ – 12.«Воспитание здорового ребенка через формирование ответственного отношения к здоровью и безопасности жизнедеятельности»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все более острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей, которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: “Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств”.
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста:
- – придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- – формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
- – накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков поддерживающих и сохраняющих здоровье.
- – формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
- – донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
- – выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
• непосредственно организованную деятельность
• организацию игр
• общение
• художественно-речевую деятельность
• изобразительную деятельность
• познавательно-практическую деятельность
• максимальное использование наглядности
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.